ХЕТТЫ - Страница 2

Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность. По мнению историков (Эдуарда Мейера, Альбрехта Гётце, Александра Морэ, Оливера Герни), хеттское общество было гуманным и терпимым для своего времени: об этом свидетельствуют высокий социальный статус женщины, избираемость должностей вплоть до царя, рациональность законодательства, практически полное отсутствие смертной казни и принципа талиона – вместо этого преступления карались натуральным или денежным штрафом в качестве компенсации. Таваннанна (царица) принимала активное участие в экономической и религиозной политике государства. Она скрепляла документы своей печатью. Нередко царица становилась зачинщицей придворных интриг. Иезекииль, находившийся в вавилонском плену, упрекал израильтян в смешанных браках с хеттеянками. «Всё население хеттских городов представляло собой служителей богини. В центре города помещался храм. Главным лицом в городе был верховный жрец. Представитель власти светской стоял на втором месте. Священные города были городами-убежищами. Убийца, преступивший ограду города, был здесь неприкосновенен для родовой мести. По имеющимся материалам исследователи представляют только некоторые обрывки из того, что составляло совокупность хеттских религиозных верований. Исследователи не сомневаются, что эти верования изменялись не только по эпохам, но и по местам жительства хеттов. Они давали ответы на все вопросы, которые предлагает религиозная любознательность: какие существуют боги и духи, как почитать тех и других, как приобретать их расположение, узнавать их волю, как вообще должно вести себя? Конечно, воссоздать религию хеттеев исследователи пока не могут, но уже составляют суждения, имеющие за собой, по-видимому, достаточные основания. Как и хурриты, хетты поклонялись богу грома – Тешубу (Тишуб-Тарку). Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором – в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны  этот культ известен исследователям по барельефам. Важным документом для суждения о хеттской религии, равно как и для изучения политической истории хеттеев, является Египетско-хеттский мирный договор, заключённый с Рамзесом II. В этом документе говорится о том, что цари Кхета и Египта обязывались не переходить со своими войсками границ друг друга, не начинать войны в случае каких-либо недоразумений, поддерживать друг друга в борьбе с врагами, а всё, что было написано на таблице договора, одобрено союзом богов, божествами мужскими и женскими, божествами земли египетской. Они свидетельствовали о твёрдости этих слов, которые они одобрили. Сутех (бог ярости) города Тунепа; Сутех города Кхета; Сутех города Арнема; Сутех города Царанда; Сутех города Пилька; Сутех города Кхизазара; Сутех города Сарту; Сутех города Кхилип (Алеппо); Сутех города Сарпина; Астарта страны Кхета; Бог страны Цаият – Кхири; Бог страны Ка; Бог страны Как; Бог страны Кхер; Богиня города Акх; Богиня страны Цаина. Главным божеством хеттеев был Сутех. Этот бог был довольно благосклонно принят в Египте, хотя потом его в Египте стали смешивать с Сетом.

 



 
PR-CY.ru