Словарь по иудаизму Е ЕФОД

ЕФОД

ЕФОД – одна из наиболее важных деталей облачения первосвященника в Ветхом Завете. Встречается в Библии 49 раз (грамматические варианты слова – Исх 28:8; 39:5 и Ис. 30:22). В книге Исход (Исх. 28; 39) даются наиболее подробные сведения относительно того, что представлял собой ефод первосвященника. Как полагают исследователи, это было наплечное одеяние из двух частей дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого кручёного льна разных цветов) и шерсти, голубого, пурпурного и червлёного (тёмно-красного) цветов. На ефоде крепилось два ониксовых камня с именами колен Израилевых. Слово «шерсть» при описании ефода (Исх. 28:6 сл.) не упоминается ни в Месопотамском Талмуде, ни в переводе семидесяти толковников (Септуагинты, LXX), ни в Вульгате и вставлено для пояснения в синодальном переводе. Ефод, как правило, был золотым, т.к. золотая нить стоит первой в списке перечисленных материалов для его изготовления (Исх. 28:8; 39:2) и должна была быть соединена со всеми нитями разноцветного льна (Исх. 39:3). Основным материалом для его изготовления служило золото, и он выделялся из облачения первосвященника по весу и форме. Золотой ефод имел особый статус среди ветхозаветного облачения: он являлся одним из четырёх предметов облачения, которые предназначались только для ношения первосвященником. Два из них были непосредственно связаны с ефодом: на него прикреплялся нагрудник, в который были вставлены камни урим и туммим (Исх. 28:30), и специально к нему делалась «верхняя риза» (Исх. 28:30). Помимо основного богослужебного использования в Ветхом Завете с ефодом были связаны другие функции: в некоторых повествованиях он представлен в качестве инструмента для дивинаций (см., например: 1 Цар. 14:3, 18; 23:9; 3 Цар. 2:26). Так, гонимый Саулом Давид использовал ефод для «вопрошания» Бога о своих дальнейших военных действиях (1 Цар. 30:7–8; ср.: Суд. 18:5). В нескольких древних ассирийских клинописных табличках из Каппадокии сообщается о богатой одежде,  которую носили преимущественно женщины; в угаритских текстах XV в. до н.э. говорится о священных одеждах богини Анат. В Месопотамии статуи божеств имели «золотые одежды». В религиозной практике Древнего Востока эти священные облачения символизировали присутствие божества. В Древнем Израиле золотое облачение, по мнению К. Майерс, имело то же назначение. Поскольку Бог Израиля Яхве, облачённый в одежды, не мог быть ни под каким видом изображён (тем более в виде статуи), то одежды первосвященника, и особенно ефод, символизировали собой присутствие Бога. В Ветхом Завете упоминается так называемый льняной ефод (букв. – ефод изо льна), который носили царские особы: Самуил (1 Цар. 2:18), Давид (2 Цар. 6:14; 1 Пар. 15:27), а также обычные священники (1 Цар. 22:18).

 



 
PR-CY.ru