ЕФОД - Страница 2

Льняной ефод, так же как и первосвященнический, использовался за богослужением. В некоторых местах Ветхого Завета слово «ефод» упоминается наряду с домашними идолами (терафимами). Так, Гедеон сделал из золота ефод «в своём городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27). «Некто на горе Ефремовой, именем Миха» устроил «дом Божий», в котором находились истукан и литой кумир, а также вылитые по заказу его матери и сделанные им ефод и терафим (Суд. 17:3–5). Большинство современных комментаторов в этих стихах под ефодом понимают или одежду для статуй божеств, или же самих идолов (возможно, речь идёт о золотой статуе Яхве – ср.: 1 Цар. 21:9). Последнее предположение делается на основании Ис. 30:22: «Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего...» В Книге пророка Осии говорится, что Господь за отступление Израиля от истинного богопочитания лишает его ефода и терафима (Ос. 3:4). В святоотеческой экзегезе под словом «ефод» в этих стихах понималась только священническая одежда. Так, например, в письме Марцелле «О словах “ефод” и ”терафим”» Иероним Стридонский пишет: «Узнаю ошибку почти всеобщую у латинян, думающих, что упоминаемые далее ефод и терафин были вылиты из того серебра, которое Миха дал матери...» На основании текста Ветхого Завета он доказывает, что ефод никак не мог быть изваянием, а только священнической одеждой. Также и в толковании на Ос. 3:4 он утверждает, что «нужно знать, что ефод, как мы часто говорили, означает одеяние священническое...» Феодорит Кирский в толковании на Суд. 17:5 пишет: «Неоднократно говорил я об ефоде, что это священническая тканая риза, посредством которой Бог открывал, что должно делать». Этой же точки зрения придерживались и русские библеисты XIX в. Так, Г. Попович писал, что «чрезвычайно невероятною представляется самая мысль о том, что св. писатели пользовались для обозначения двух совершенно различных предметов – св. одежды и кумира – одним термином... Самое большее, что можно вывести из содержания Суд. 17 и 18... это то, что ефод и терафим были принадлежностями и, возможно, вполне различными, святилища Михи». В 1 Цар. 14:18 – «кивот Божий» в Септуагинте переводится как «ефод», на основании чего Р. Куглер считает, что ефод и Ковчег Завета были взаимосвязаны. Предполагается, что слово «ефод» выступало в роли синонима слова «ковчег», представляя собой миниатюрный храм. Однако, по мнению Х. Дейвиса, Ковчег Завета не был средством для получения предсказаний, а значит, ефод нельзя идентифицировать с «кивотом Божиим». В литературе межзаветного периода ефод встречается в списке первосвященнических облачений и в двух подробных описаниях у Иосифа Флавия. В текстах Кумрана это слово, возможно, обозначает одеяние небесных духов.



 
PR-CY.ru