Словарь по иудаизму A АД

АД

АД – место вечного (или временного) загробного обиталища грешников, зачастую населенное злыми духами. В Ветхом Завете понятие «ад» не несет в себе идеи посмертного наказания нечестивцев и передается словами «шеол», «эрец» (нижняя земля), «кевер» (могила), «афар» (прах), «дума» (область молчания) и др. Этими словами лишь подчеркивалось бесцельность и безрадостность состоянии смерти. Так, изначально шеол – это местонахождение душ всех умерших, в том числе и праведников (из-за грехопадения Адама). Он описывался как расположение под землей или у основания гор места, иногда в виде чудовища, заглатывающего мертвых. Следы древней веры, свойственной всем народам Ближнего Востока, утверждающей, что положение мертвых зависит от того, как они были похоронены, можно найти в Библии. В книгах пророков библейских указывается, что тот, кто был убит мечом и не был погребен достойно, а также тот, кто умирает необрезанным, попадет на самый низший уровень обиталища мертвых. Представление об аде как о «тюрьме» и «пыточной камере» для душ грешников с бесами в роли палачей сформировалось в иудаизме лишь в послебиблейский период. В современном понимании слова ад – это место наказания  грешников, которое именуется словом «гехинном» (от названия долины Хиннома) – долины сыновей Енномовых, по названию местности к югу от Иерусалима, где некогда в жертву Молоху сжигали детей, а позже устроили свалку непогребенных трупов преступников, врагов и зараженных инфекциями животных. Эта местность ужасала всех своей ритуальной нечистотой и стала образом геенны (букв. «огненной»), которым пользовался Иисус Христос для наглядной иллюстрации будущности упорствующих в грехе. Одним из названий ада стало «Тофет». На вечные муки были обречены только особые категории грешников – доносчики, те, кто ввел в грех многих, кто отрицал воскресение мертвых. Все прочие проходили в аду очищение в течение двенадцати месяцев. Лишь Маймонид в послеталмудический период рассматривал муки ада как лишение грешников вечной жизни. Но древние семиты вообще и иудеи в частности мало внимания уделяли посмертному состоянию человека и его души. Их представления о загробной жизни были довольно примитивными, хотя на первый взгляд может показаться, что характер погребальных обрядов указывал на существование представлений о лучшей жизни после смерти.

 



 
PR-CY.ru