АД - Страница 2

В этом отношении они мало отличались от своих соседей финикийцев. В могилу складывалась всевозможная утварь, необходимая в ежедневном обиходе, а также разные изображения покровительствующих божеств. Могилу называли бет-олам – «дом вечности». Она обязательно должна быть накрытой каменной плитой с надписью. Эти надписи призывали страшные проклятия тому, кто нарушит покой мертвеца, и грозили наказанием богов. Но этим исчерпывались все представления о жизни после смерти. Покой было единственным желанием рефаима («тени»), другие надежды и желания отсутствовали. Представления о загробном Страшном суде были заимствованы иудеями из зороастризма лишь в VI–V вв. до н.э. вместе с идеей о приходе Спасителя (Мессии). Иудаизм и сегодня больше внимания уделяет земной жизни, чем загробной, и сознательно именует себя «религией жизни». Воспитывая в себе рациональное отношение к жизни, семиты вообще и евреи в частности (а также финикийцы), как и другие народы Ближнего Востока, считали, что жизнь человека, тем не менее, полностью определяется сверхъестественными силами. Отсюда проистекала постоянная потребность в предсказаниях будущего, ради чего и совершались жертвоприношения. Библия рассказывает о том, что древние финикийские правители Керет и Днел перед началом важных дел обязательно совершали молитву в святилище. Точно так же поступил и царь Израиля Соломон: «И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике». Это лишний раз подчеркивает родственность религиозных представлений у евреев и их соседей, а идея единобожия лишь позже послужила основой для формирования нового этноса и новой религии. Исламские и христианские картины ада мало чем отличаются от иудейских – преобладает то же значение огня (пекло) и представления о многоуровневой пропасти (преисподней).



 
PR-CY.ru