ЗАВАДЖ - Страница 2

Обязательными условиями заваджа считаются уплата махра, содержание жены, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей. Жён, состоящих в равноправном браке, т.е. таких, которым выплачивается махр, может быть не больше четырёх. Если у мужчины больше одной жены, он должен относиться к жёнам в равной степени справедливо, не обделяя вниманием ни одну из них по сравнению с другими. Муж обязан проводить с каждой из жён равное количество времени, на его усмотрение оставлено определение длительности периода времени, назначение очерёдности между жёнами; мужу разрешается проводить с одной из жён больше времени, чем это было условлено, но только с разрешения той жены, которая должна будет пропустить свою очередь. Если же муж задержался у одной из жён, то он обязан возместить пропущенное время той жене, с которой должен был находиться. Если муж захотел совершить поездку с одной из жён, то выбор жены должен осуществляться только по жребию. В таком случае он не должен возмещать время, проведённое в путешествии, жёнам, оставшимся дома. Относительно совершения большого паломничества (хаджа) вместе со всеми жёнами или некоторыми из них действует то же самое законоположение, касающееся поездки. С мужем отправляется та, на которую пал «выбор судьбы». Если при бракосочетании оговаривается его временный срок, то такой брак считается недействительным. С этим согласны все мусульманские богословы, кроме отдельных богословско-правовых школ шиитского толка (см. ст. Шииты). Для заключения такого брака (мута) достаточно упомянуть махр и оговорить срок брака. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является обязательным условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а завершается этот брак без процедуры развода. Как правило, такой брак практикуется во время длительного отсутствия на родине (в путешествии, военном походе). Согласно представлениям мусульманских богословов, брак предпочтителен и желателен для того, кто в этом нуждается. Мужчина, стремящийся к супружеству, должен быть материально обеспечен, если же он не имеет для этого средств, т.е. не может выделить жене положенное ей по закону имущество, то ему следует воздержаться от брака. Не рекомендуется вступать в брак мужчине, у которого есть средства для вступления в брак, но он не ощущает в этом необходимости по причине половой слабости либо хронической болезни. В настоящее время в большинстве мусульманских стран брак должен регистрироваться брачным нотариусом (мазуном). Развод (талак) допустим, но рассматривается шариатом как крайняя мера.



 
PR-CY.ru