ЗАВАДЖ

ЗАВАДЖ, джаваз, никах, урс – брак в исламе; согласно шариату, носит характер договора и не имеет религиозного значения. Супружество в арабском языке (никах) означает «соединение», «собирание», а также фактическое вступление в супружеские отношения. Порядок заваджа в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса и был разработан в первые века ислама. Брак в исламе считается делом богоугодным и дозволен каждому, даже неполноправному и недееспособному, за которых принимают решение хозяева или опекуны. Мусульманин может вступать в брак с христианкой или иудейкой, брак с язычницей или атеисткой невозможен. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Женщин, с которыми брак запрещён, называют «махрам». Завадж запрещён с кровными и молочными родственницами (женщина-кормилица приравнивается к матери): матерью, матерью матери, матерью отца; дочерью, дочерью сына, дочерью дочери; сестрой; дочерью сестры; дочерью брата; сестрой матери; сестрой отца; с родственницами жены, жены сына, жены отца от повторного брака, матерью жены, матерью матери жены, матерью отца жены; дочерью жены от предыдущего брака; женой отца (мачеха); женой сына (невестка). До тех пор пока сохраняется брак, завадж запрещён с сестрой жены (свояченицей); сестрой матери жены; сестрой отца жены; дочерью сестры жены; дочерью брата жены. Запрещён брак со своими рабом или рабыней, но допускается сожительство господина с рабыней. С чужими рабами брак возможен, так же как и брак между рабами, но только с разрешения хозяев. При первом браке согласие невесты не требуется, достаточно согласия отца или опекуна, а вдова или разведённая даёт согласие сама через доверенное лицо. Опекуном может быть совершеннолетний мужчина из числа родственников по линии отца: отец, дед, сын, дядя и т.д. Первый этап заваджа – сговор, сватовство (хиба), когда жених сам или через доверенное лицо обращается к отцу, опекуну или доверенному лицу невесты за разрешением на брак. Тогда же договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр), и о других условиях, которые входят в брачный договор (сига). Второй и третий этапы – передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Они могут меняться местами: в том случае, если невеста ещё ребёнок, передача откладывается до достижения ею 13–15 лет. Во время валимы оглашается сига, и выплачивается махр, форму которого выбирает невеста – в качестве махра могут выступать как материальные средства, например, деньги или украшения, так и нематериальные, например, обещание жениха совершить хадж вместе с будущей супругой. На всех этапах завадж может быть приостановлен без каких-либо последствий, кроме прямых издержек и компенсации невесте. Последний этап – фактическое вступление в брачные отношения (никах).

 



 
PR-CY.ru