УМАР ибн АБД аль-АЗИЗ - Страница 2

Все события правления Умара описываются классическими арабскими историками как бы в двух параллельных линиях: военно-политической и духовно-аскетичной. Датировка же событий правления Умара во всех источниках от ранних Халифы и Йакуби до поздних ат-Табари и ал-Куфи существует лишь в пределах года хиджры, а потому есть сложности даже с соотношением порядка событий его правления. Умар стал правителем огромной державы, включавшей в себя Аравию, Египет, Севреную Африку, земли нынешнего Пакистана, Афганистана, Средней Азии, Иран, Ирак, Закавказье и Испанию, совершенно неожиданно для себя. Халифат вёл активную военную экспансию: арабы вторгались и в Северный Китай, и на Северный Кавказ, и на Юг Франции. Наместники, вследствие сепаратных стремлений провинций и репрессивной политики ал-Валида и Сулеймана, были никак не связаны с местными элитами, но всем были обязаны лично поставившему их халифу. Главными же для Халифата были две проблемы: во-первых, рост налогового гнёта порождал недовольство населения, перераставшее в мятежи (на примере саботажа мавлей-моряков во время Второй осады Константинополя это проявилось наиболее наглядно). Во-вторых, Халифат стал настолько большим, что количество неарабского населения сравнялось с количеством арабов вне Аравии (а потому всякий раскол, отсутствие единства внутри арабского меньшинства таило в себе угрозу стабильности). Недосдачи в казну, мятежи и ереси закрепили у Умара представление о том, что он лично ответственен за возвращение мусульманской общины на путь истинный и обязанность стать образцом идеального правителя. Став халифом, Умар отказался от прежнего роскошного образа жизни. Он покинул великолепный дворец Омейадов и пожертвовал своё огромное состояние в казну Халифата. Весёлые застолья с поэтами, разговоры о женщинах и кулинарных изысках сменились степенными беседами о спасении души, на которых халиф делился своей скромной трапезой – хлебом с чечевицей и чесноком. Жена халифа Фатима, следуя примеру мужа, сдала в казну свои украшения. Апогеем самоотречения Умара Абдул-Азиза стал отказ от родовых поместий, которые, по его мнению, были незаконно приобретены его отцом и дедом, в том числе от земель в Хайбаре (подаренных Мухаммадом Фатиме и присвоенные Марваном ал-Хакамом). Эти владения были возвращены законным владельцам, проклятия в адрес Али были отменены. Во время правления Умара ибн Абдуль-Азиза торжествовала справедливость, и появилось изобилие. Люди получили возможность подняться из нищеты. Он помог несостоятельным должникам вернуть долги, а тем, кто не мог жениться из-за бедности, помог деньгами, и они женились. Благосостояние народа достигло такого уровня, что желающий раздать своё богатство беднякам в качестве милостыни не мог найти тех, кто взял бы эти деньги и был вынужден искать бедных в других территориях, но даже там не находил. Достаток и справедливость были настолько всеобщими, что на одном пастбище могли вместе находиться и овцы, и волки. В книге «Хильятуль-аулия» приводится рассказ одного человека: "Я доил овец во времена правления халифа Умара ибн Абдуль-Азиза и однажды встретил пастуха, у которого среди овец было около 30 волков. Сначала я принял их за собак, так как до этого никогда не видел волков. И я обратился к этому пастуху и сказал: «О, пастух! Зачем тебе столько собак?» А он мне ответил: «Сынок, а ведь это не собаки. Это – волки». Я сказал: «Субханаллах! Как удивительно! Волки находятся среди овец и не вредят им!» Пастух ответил: «Сынок! Когда голова здорова, тогда и у всего тела нет проблем!».

 



 
PR-CY.ru