КИРААТ - Страница 2

Дошедшие до наших дней рукописи сохранили предлагавшиеся варианты диакритических знаков. В создание однозначной огласовки Корана большой вклад внесли Наср ибн Асим (ум. в 707 г.) и Яхья ибн Ямур (ум. в 746 г.). Одновременно с проблемой огласовки решалась и проблема анализа реальных расхождений в рукописях и составления сводов кираатов. Проблемам чтения Корана были посвящены работы ранних исламских богословов. Так Ибн Абу Дауд (ум. в 928 г.) проанализировал ранние списки Корана и выделил ряд «неканонических» вариантных кираатов. «Имам чтецов Багдада» Ибн Муджахид (859–936 гг.) в своём сочинении «Кира’ат ас-саб‘а» представил семь систем декламации Корана, бытовавшие в Мекке, Медине, Дамаске, Басре и Куфе. Каждая из этих систем была дана в двух несколько отличающихся вариантах передачи (ривайа). Другие богословы говорили о 10 и 14 кираатах. Из вошедших в труд Ибн Муджахида кираатах, в настоящее время практически сохраняют значение только три: Система куфийского кари Асима (ум. в 744 г.) в передаче Хафса (ум. в 805 г.). На кираате Асима основано египетское издание Корана (1919, 1923, 1928 гг.), которое завершило труд поколений мусульманских учёных в «‘ильм аль-кира’ат» и переиздаётся во всех мусульманских странах. Подавляющее большинство современных мусульман читает его именно в этом варианте. Система мединского кари Нафи аль-Мадани (ум. в 785 г.). Эта система сохраняет популярность в Северной Африке. Система Абу Амра (ум. в 770 г.). Фактически читается только в некоторых областях Судана. Исламские богословы высказывали различные мнения по поводу семи харфов. Ибн Хаджар аль-Аскаляни ссылаясь на имама Куртуби, который, в свою очередь, ссылался на Ибн Хиббана, говорил о 35 мнениях. Вот некоторые из них. Цель ниспослания Корана в семи чтениях заключается в возможности чтения семью способами. Однако это не означает того, что в Коране все слова и предложения имеют семь смыслов. Событие, которые произошли между Умаром и Хишамом, не единственные в исламской истории. Например, описаны аналогичные случаи между Убаййем ибн Каабом и Ибн Масудом. Выражение «Коран ниспослан в семи формах чтения», сказанное в хадисе от Умара ибн аль-Хаттаба, означает то, что одна и та же сура ниспосылалась семь раз. В сборнике хадисов аль-Бухари приводятся слова, пророка Мухаммада: «Джибриль читал мне Коран в одном варианте (харф). Я обратился к нему и попросил его читать в нескольких вариантах, и он увеличил (количество чтений). Я попросил его ещё, и он ещё раз увеличил. И так продолжалось до семи (вариантов чтения)». Семь чтений имеют социальное значение, на что указывает хадис, приведённый у имама ат-Тирмизи. В нём пророк говорит Джибрилю: «Я был послан из неграмотных к организованной общине. (Не все одинаковы в силе, понимании и знаниях), кто-то раб, кто-то наложница, а кто-то неграмотный». На это Ангел Джибриль ответил, что в Коране содержится смысловое богатство, и он ниспослан для уровня всех людей по степени их восприятия: «О, Мухаммад! (Не беспокойся, ведь) Коран ниспослан в семи (вариантах чтения)». В связи с тем, что Коран был ниспослан в семи чтениях, в комментариях к нему есть несущественные различия. Праведный халиф Усман, распорядившийся размножить экземпляры Корана, приказал читать его только на курайшитском диалекте. Под семью харфами подразумеваются арабские диалекты: Курайш, Хузайл, Сакиф, Хавазин, Кинана, Тамим и Айман.



 
PR-CY.ru