Словарь по исламу Х ХАЛИФАТ

ХАЛИФАТ

ХАЛИФАТ (араб. ал-хилафа, от халиф – «преемник-заместитель», «наместник») – 1) Институт власти, характерный для ислама суннитского толка. Означает сосредоточение светской и духовной власти над мусульманской общиной (уммой) в руках халифа. Проблемы сущности института халифа и его практического воплощения послужили основой для острой политической борьбы в раннем исламе, приведшей к появлению его основных течений – суннизма, шиизма и хариджизма (см. Сунниты, Шииты, Хариджиты). 2) Название государства, возглавляемое халифом и рассматриваемое многими исламскими идеологами в качестве идеальной модели социально-политической организации. Обычно термином «Халифат» (или «Арабский халифат») называют мусульманское государство, возникшее в VII в. в результате захватнических войн и просуществовавшее (неуклонно распадаясь на независимые государства) до монгольского нашествия в XIII в. Термин «халиф» встречается уже в Коране, где так названы Адам и Дауд (библейский Давид), которые описываются как наместники Бога на земле. Как политический термин понятие «халиф» стало употребляться сразу после смерти  пророка Мухаммада, с момента избрания Абу Бакра, ставшего преемником пророка, руководителем мусульманской общины. Соответственно, второй халиф (Умар), рекомендованный Абу Бакром в качестве своего преемника, именовался «преемник преемника посланника Божьего». Впоследствии этот титул, который должен был усложняться при каждом последующем преемнике, был на практике заменен титулом «амир ал-муминин» – «повелитель правоверных». Практически сразу после смерти пророка в мусульманской общине  возникли разногласия по вопросу о характере Халифата и принципах его передачи. В результате развития этих разногласий  сформировались три основных концепции Халифата – суннитская, шиитская и хариджитская. Сунниты отстаивали принцип выборности халифа из числа курейшитов путем консенсуса мусульманской общины в лице ее элиты. На раннем этапе в качестве этой элиты рассматривались, прежде всего, мухаджиры (совершившие вместе с Мухаммадом хиджру – переселение из Мекки в Медину в 622 г.). Шииты опирались на идею передачи власти в роду потомков пророка по линии Али ибн Абу Талиба и Фатимы. Впоследствии эта идея дополнительно аргументировалась с помощью концепции имамата, подразумевавшей передачу в роду пророка особого эзотерического (скрытого) знания, которое придавало его потомкам сакральный (священный) статус. Хариджиты отстаивали идею абсолютной выборности власти: халифом мог стать любой мусульманин, признанный общиной достойным этого. Эти концепции объединяли представление о халифе как носителе верховной духовной и политической власти. Суннитская традиция признает «праведными» первых четырех халифов (Абу Бакра, Умара (Омара), Усмана (Османа), и Али), принадлежавших к ближайшим сподвижникам пророка и выбранных на основе консенсуса общины. Шииты не признавали первых трех халифов, считая их узурпаторами. Хариджиты признавали  законными Абу Бакра и Умара, отвергая легитимность Усмана и Али. Согласно классической суннитской концепции Халифата, истоки которой, видимо, следует искать в практике первых «праведных халифов», халиф не являлся носителем особого сакрального статуса. Он не мог вносить изменения в Божественный закон, а был призван лишь обеспечивать его соблюдение. Однако общая неразработанность мусульманской религиозно-правовой теории в ранний период истории ислама приводила к тому, что инновации, вводимые «праведными халифами» в области как религиозной, так и социальной практики, приравнивались де-факто к нормам, введенных пророком. Впоследствии это было легитимизировано правоведами через введение понятия «благого новшества» (бида хасана), в отличие от «дурных новшеств» (бида саййиа), осужденных в соответствующем хадисе.

 



 
PR-CY.ru