ХАЛИФАТ - Страница 2

В этом смысле, в отличие от шиитской концепции имамата, подразумевавшей более тесную связь халифа-имама с Божественным, классическая суннитская модель Халифата, несмотря на совмещение халифом функций духовного и политического лидера, не может быть в полной мере признана теократической. Даже фактическое утверждение принципа наследственности халифской власти при Омеййадах не означало изменения ее характера. Определенная тенденция изменения характера Халифата и сакрализация власти может быть замечена в более поздний период династии Омеййадов, когда титул «наместник посланника Божьего» заменяется титулом «наместник Бога». Однако эта тенденция никогда не была полностью реализована. Более того, антиомеййадская оппозиция, приведшая к аббасидской революции в 749–750 гг. и смене династии халифов, выступала не против претензий Омеййадов на повышение их сакрального статуса, а против политических и экономических притеснений с их стороны. Окончательным же крахом тенденции сакрализации власти халифа следует, видимо, считать период михны (833–849 гг.), когда при аббасидских халифах ал-Мамуне, ал-Мутасиме и ал-Васике была предпринята попытка утверждения в качестве официальной ортодоксии мутазилитской доктрины о сотворенности Корана (см. Мутазилиты). Отказ большинства суннитских улемов (несмотря на довольно сильные репрессии) признать эту доктрину свидетельствовал, помимо прочего, и о принципиальном непризнании ими  права халифа определять критерии правоверия. В результате при Аббасидах окончательно сложилась классическая модель Халифата, в соответствии с которой халиф не имел ни права изменения шариата, ни исключительного права его интерпретации. Еще одна попытка утверждения уже традиционной суннитской доктрины в качестве официального правоверия была предпринята при халифе ал-Кадире (991–1031 гг.), однако она также не привела к утверждению религиозного единомыслия в исламе. С середины IX в. наблюдается стремительное падение уровня реальной политической власти Аббасидов и начало распада Халифата как единого мусульманского государства. С X в. в мусульманском мире существовали три самостоятельные династии халифов – Аббасиды, Фатимиды и Омеййады Испании, что расшатывало представление о единстве мусульманского мира. Однако многие фактически независимые правители продолжали признавать символическую роль халифа как духовного главы мусульман, через признание которого легитимируется их собственная политическая власть. Даже после уничтожения в 1258 г. Аббасидского халифата монголами идея халифа как символа единства мусульман с перерывами и модификациями продолжала существовать вплоть до XX в. Начиная с XVIII в. османские султаны использовали версию о передаче Халифата последним представителем Аббасидов султану Селиму для легитимизации своей власти на общеисламском уровне. Титул халифа был окончательно упразднен Мустафой Кемалем Ататюрком только в 1924 г.



 
PR-CY.ru