Словарь по исламу Х ХАЙДАРИЙА

ХАЙДАРИЙА

ХАЙДАРИЙА – 1. Суфийское братство в Иране и сопредельных странах, основателем которого считался хорасанский мистик Кутб алд-Дин Хайдар (ум. в 1206 или 1221 г.). Он происходил из маленького города Заве к югу от Нишапура, придерживался учений «крайнего» суфизма, перекликавшихся с учениями тюркских бродячих мистиков-баба и каландаров. Хайдар в молодости был кузнецом, видимо, поэтому ввел среди своих последователей обычай носить железные кольца на руках, на шее, в ушах и даже на половом члене, так что половой акт становился невозможным. Он открыл свойства наркотических веществ и разрешил своим дервишам употреблять гашиш, запретив в то же время распространять его среди непосвященных. Кутб ад-Дин Хайдар полагал, что Бог открыл употребление этой травы, чтобы развеялись заботы, которые омрачают души людей. Он якобы шел по пустыне в жаркий день и заметил, что все растения покоятся без малейшего признака жизни, но одно растение двигалось («танцевало»), несмотря на отсутствие ветра. Кутб стал собирать и есть листья этого растения, и они привели его в состояние необычайного веселья. Став шейхом, он повелел посеять коноплю вокруг места своего погребения и выращивать ее постоянно в обители хайдарийи. Исследователи считают, что эти легенды были созданы под влиянием уже сложившейся практики в братстве, поскольку использование конопли несомненно пришло из Индии, где она была неотъемлемым атрибутом бога Шивы и поклонявшихся ему факиров и санъясинов. Средневековые авторы связывали с личностью Хайдара возведение курения гашиша в ранг культового действа. В результате достижение Бога стало психическим актом, осуществляемым при помощи чисто механических средств. Однако подобные методы плохо совместимы с духовным пониманием божества, характерного для суфизма. Основатель хайдарийи предлагал короткий путь к Богу, не требующий строгой дисциплины и особых усилий со стороны адепта. Братство, основавшее обитель в горах между Нишапуром и Рамахом, довольно быстро распространилось в Индии, Малой Азии, Сирии и Египте. Но непримиримая позиция хайдарийи по отношению к другим суфиям и к жизни в обителях, требование вести бродячий образ жизни, введенное Хайдаром для своих учеников, привели, в конце концов, к тому, что братство утратило всякое влияние за пределами Хорасана. В период монгольского завоевания хайдарийа стала прибежищем сторонников крайнего шиизма, обожествлявших имама Али ибн Абу Талиба. Вопрос о связи хайдарийи с тюркскими братствами (йасавийей, бекташийей) до сих пор не исследован. Отличительными чертами внешнего облика адептов хайдарийи были ношение длинных усов, заплетание волос на голове в косички, бритье бороды, минимальное количество одежды. В середине XIV в. (после восстания сербедаров) хайдарийа подверглась преследованиям со стороны тюркских эмиров, и ее члены стали выдавать себя за дервишей других братств.

 



 
PR-CY.ru