Словарь по исламу Д ДЖИХАД

ДЖИХАД

ДЖИХАД (араб. – «усилие», «рвение») – борьба за веру. Слово «джихад» означает не «священную войну», а «борьбу» или «стремление». Война в Коране обозначается словами «харб» или «киталь». Джихад же означает серьезную и искреннюю борьбу как на личном, так и на социальном уровне, которая предполагает стремление к благому, искоренение несправедливости, угнетения и зла в обществе. Эта борьба должна быть как духовной, так и социальной, как экономической, так и политической. Джихад – это, прежде всего, усердие в совершении именно праведных деяний. В Коране это слово использовано в различных формах 33 раза – часто наряду с такими понятиями, как «вера», «раскаяние», «праведные деяния». Первоначально под этим термином понималась борьба за распространение и защита ислама во всем  мире. Это – обязанность не каждого отдельного мусульманина, а мусульманской общины (уммы) как целого. Отличившийся в джихаде называется гази, а каждый верующий, погибший в этой борьбе, считается мучеником (шахидом) и, согласно мусульманским представлениям, оказывается в раю. Призывы к джихаду служили политико-религиозным объединением арабских племен. Во времена Халифата, а затем позднее в Османской империи он использовался как в целях территориальных приращений, так и для подавления народных восстаний. Однако возможно иное, более духовное, истолкование слова «джихад»: речь идет об идее усилия, которое мусульманин обращает против самого себя и своих собственных страстей. Оно может выражаться в различных формах: это – и борьба с собственным «эго», борьба с собственными дурными наклонностями («джихад сердца»), и сказанное слово истины перед лицом несправедливого правителя, повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания («джихад языка»), и борьба (в том числе вооруженная – «джихад меча») с угнетателем, агрессором, и принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности («джихад руки»). Такое представление о духовном джихаде (т.е. самоусовершенствовании на пути к Аллаху), а также понятие о четырех типах джихада формируются, начиная с IX в. Духовное самоусовершенствование считается великим джихадом, а вооруженная борьба – малым джихадом. Такая интерпретация преобладает в суфийской традиции (см. Суфизм). Иначе говоря, джихад – это не обязательно война, хотя он может быть реализован и таким образом. Джихад должен защищать веру и права человека, но главное в том, что каждый мусульманин обязан бороться с дурными побуждениями своей души, делать искреннее усилие в стремлении на пути Аллаха. Ислам учит тому, что нужно сделать все возможное, чтобы не допустить напряженности и конфликта, пропагандирует ненасильственные методы реформ, учит правильной этике ведения войны. Война допустима в исламе, но только в случае неуспеха мирных средств разрешения противоречий: диалога, переговоров и соглашений. Война – это последнее средство, которого нужно по возможности избегать. Она не нацелена на колонизацию других стран и насильственное обращение их жителей в ислам. Ее предназначение – защита жизни, имущества, земли, чести и свободы в случае внешней агрессии либо освобождение от деспотизма и гнета в своей стране. Терроризм по отношению к невинным гражданским жителям посредством агрессии или актов насилия недопустим в исламе, который призывает угнетенных людей к борьбе за освобождение, а мусульманам в целом предписывает оказывать помощь угнетенным и страждущим. Но ислам не позволяет совершать теракты против невоюющих сторон и невинных людей. Терроризм – это не джихад, а фасад (т.е. вред), идущий вразрез с учением ислама. Некоторые люди используют собственные лживые доводы, чтобы оправдать терроризм ради достижения собственных же целей, что не имеет оправдания. Военный аспект джихада наиболее известен мусульманам и на протяжении столетий являлся поводом для многочисленных высказываний, способствовавших созданию агрессивного образа ислама, распространявшегося исключительно «огнем и мечом». Однако в исламской правовой теории «джихад меча» рассматривается скорее как мера, призванная облегчить военно-политическое господство исламской власти с переходом иноверцев на положение покровительственных с широкой религиозной автономией при условии уплаты ими установленных налогов (см. Джизья).



 
PR-CY.ru