Словарь по исламу Д ДЖАДИДИЗМ

ДЖАДИДИЗМ

ДЖАДИДИЗМ (от арабо-перс. – «новый метод») – термин, употребляемый для обозначения общественно-политического и культурного движения мусульман России во второй половине XIX – начале XX в. Джадидизм представлял собой широкий комплекс взглядов и подходов, сложившихся вокруг идеи модернизации традиционного мусульманского общества. Фактическим основоположником принято считать И. Гаспринского, впервые выдвинувшего идею объединения всех тюркоязычных мусульман Российской империи в новую этноконфессиональную общность, обладавшую чертами как мусульманской общины (уммы), так и нации европейского типа. В целях модернизации традиционного мусульманского общества Гаспринский также выдвигал идею стратегического союза России и исламского мира для более эффективного сопротивления западной экспансии. Начавшись как реформа традиционного исламского образования, джадидизм перерос в широкое движение исламских интеллектуалов, преимущественно представителей тюркских народов Российской империи за модернизацию традиционных мусульманских социумов и активизацию роли мусульман в общественно-политической жизни России. Принцип приоритета самостоятельного суждения по религиозным и религиозно-правовым вопросам (иджтихад) над следованием сложившейся традиции (таклид) был воспринят определенной частью светской интеллектуальной элиты российских мусульман, прежде всего поволжских и крымских татар, в качестве своего рода религиозной основы социальной модернизации. Джадидизм вполне укладывается в рамки модернистских общественно-политических движений, возникавших в этот период во всем восточном (в том числе мусульманском) мире. Как и ближневосточные модернисты (Абдо Мухаммад, ал-Афгани), российские (прежде всего татарские) джадиды пытались найти форму компромисса между преимущественно религиозной основой культурной идентичности мусульманских народов империи и рациональным идеалом социальной и политической модернизации, воспринятым через европейское образование и европеизированную интеллектуальную субкультуру «просвещенной» части мусульманского общества. Центральным вопросом, находившимся в поле зрения татарских модернистов, был вопрос о школе. Джадиды выступили за новый метод преподавания, т.е. введение в мусульманскую школу светских общеобразовательных предметов – географии, естествознания, русского языка.

 



 
PR-CY.ru