ДЖАДИДИЗМ - Страница 2

Первоначально содержание понятия «новый метод» сводилось только к так называемому звуковому методу преподавания языка, сходному с методикой К.Д. Ушинского. Впоследствии «новый метод» стал пониматься расширительно, как коренная перестройка традиционной мусульманской системы образования. Принципиальную важность в этой связи представлял вопрос о роли родного языка в процессе обучения в мусульманской школе. Традиционно базовым языком книжной грамотности для мусульман был арабский, в некоторой мере использовался также персидский язык. При существующей методике преподавания усвоение этих языков большим количеством учащихся на необходимом уровне было весьма проблематично, что значительно затрудняло весь процесс обучения. Проповеди в мечетях также произносились на арабском языке, который многие из прихожан не понимали. В этой связи был поставлен вопрос о формировании общелитературного тюркского языка. Политизация движения в начале XX в. привела к созданию после революции 1905 г. ряда мусульманских партий. Идеи, введенные в оборот представителями джадидизма, были использованы впоследствии как фактор консолидации мусульманского сообщества России, став основой социокультурного проекта, охарактеризованного русской властью как панисламизм. Впоследствии доминирующей стала модель секулярного (обмирщенного) национализма, вплоть до сепаратизма, разработанная левыми татарскими идеологами под значительным влиянием младотурецких идей. С установлением советской власти в рядах сторонников джадидизма произошло размежевание: часть встала в оппозицию большевикам и активно участвовала в басмаческом движении, другие же поддержали новую власть, а некоторые из них даже заняли свое место в партийно-советской элите. В 1930-е гг. в результате сложившейся в СССР политической ситуации джадидизм полностью исчез. В постсоветской России, преимущественно в среде секуляризованной татарской интеллигенции, наблюдаются некоторые попытки использования его элементов в различных проектах модернизации ислама.



 
PR-CY.ru