Словарь по христианству Ж ЖАН ПЮСЕЛЬ - Страница 2

ЖАН ПЮСЕЛЬ - Страница 2

К 1325–1328 гг. относят создание «Часослова Жанны д’Эврё». В 1330–1335 гг. Жан Пюсель и его мастерская работали над манускриптом «Чудеса Нотр-Дам» (Национальная Библиотека, Париж). Творческая жизнь мастера была успешной, полной открытий, но непродолжительной. С именем Жана Пюселя связан новый этап в развитии французской миниатюры. Он был выразителем чисто французского духа – тонкого, лёгкого и ироничного. Его миниатюры полны новыми прочтениями старых сюжетов, а поля страниц разрисованы гротесками, получившими название «дролери» (от фр. «droler» – «забавлять»). В этих «дополнениях» к главному сюжету страницы исследователи видят затейливые фантазии и иронию, когда человеческое тело заканчивается, например, рыбьим хвостом, а из под монашеского плаща выглядывают козлиные копыта или птичьи лапы. Известный французский учёный Андре Шастель выделяет три стилистические особенности, которые отличают миниатюры Жана Пюселя от предыдущей французской живописи и важны для понимания сути творчества художника. Во-первых, это пластическая моделировка фигур. Независимо от того, выполнены они в гризайле или полихромны, фигуры в его миниатюрах похожи на статуи, освещённые ярким светом, а не на плоские силуэты, размещённые на раскрашенном заднике, как это было в предшествующей живописи. Удивляет исследователей свобода, с которой он поворачивает фигуры в самых разных ракурсах. Несомненно, это свидетельство знакомства с новейшими достижениями живописи, в частности, творчеством Дуччо и Джотто. Во-вторых, это интуитивное (не научное, как во времена Ренессанса) чувство пространства, которое он старался воплотить в своих работах, (что, по мнению экспертов, также было инспирировано работами итальянцев). Попытку передачи пространственного объёма исследователи видят, например, в миниатюре «Благовещение» из «Часослова Жанны д’Эврё», где фигуру Богоматери художник разместил в некоем подобии табернакля, постаравшись передать его глубину. Миниатюра почти полностью копирует подобный же сюжет из знаменитой «Маэста» («Величие») Дуччо. Исследователи отмечают, что Жан Пюсель использовал в своей работе разные виды построения перспективы – обратную, осевую и некоторые элементы прямой. Чтобы лучше передать состояние световоздушной среды, обволакивающей фигуры, он сгущал тона в глубине интерьера, придавая ему более реальный вид. В-третьих, это юмор, присущий многим его миниатюрам. На полях страниц пюселевских манускриптов размещается удивительный, забавный бестиарий, в котором переплетены самые разнообразные растения, насекомые, птицы и животные (в этих натуралистических рисунках животного мира учёные видят начало того «готического натурализма», который станет главной особенностью всей живописи северной Европы XIV–XV вв.).

 



 
PR-CY.ru