ЖАН ПЮСЕЛЬ - Страница 4

«Часослов Жанны д’Эврё», как полагают исследователи, был заказан французским королём Карлом IV (Карл Красивый, правил в 1322–1328 гг.) для своей супруги Жанны д’Эврё (около 1310 – 1371 гг.) по случаю свадьбы, либо коронации. После смерти Жанны в 1371 г. манускрипт перешёл к королю Карлу V, затем к его брату, герцогу Жану Беррийскому (1340–1416 гг.), в библиотеке которого он отмечен в 1401 г. Впоследствии часослов оказался у барона Луи-Жюля дю Шателе, а в XIX в. в коллекции баронов Эдмонда и Альфонса Ротшильдов. В 1954 г. барон Морис де Ротшильд продал часослов Музею Метрополитен, Нью-Йорк, где он хранится до сих пор. В манускрипте 209 листов размером 94х64 мм, текст на латыни, 25 миниатюр во всю страницу и около 700 мелких маргинальных фигурок на полях листов. Миниатюры выполнены в технике гризайля, с которой Жан Пюсель, как полагают исследователи, познакомился во время поездки в Италию. Эксперты считают, что это единственный манускрипт, выполненный Жаном Пюселем лично, без помощников. Миниатюры часослова делятся на три цикла; два первых посвящены страстям Христовым, третий – девяти эпизодам из жития короля Людовика Святого, который был канонизирован в 1297 г. и страстно почитался при французском дворе. Применение разных оттенков серого при почти полном отсутствии красок учёные считают не склонностью художника к аскетизму, но разновидностью утончённого украшения, своеобразным шиком. Так же как в «Бельвильском бревиарии», в миниатюрах часослова видны итальянское влияние и благочестивость, а в маргиналиях – французская раскованность. Третий манускрипт, с точно установленным авторством мастерской Жана Пюселя – «Библия Роберта де Биллинга» (1327 г., Национальная библиотека, Париж). Миниатюры этой рукописи более консервативны, в них нет той искромётности и изобретательности, которые можно видеть в двух лучших произведениях Жана Пюселя. Исследователи полагают, что это связано с предпочтениями заказчика или с тем, что миниатюры выполняли два его помощника (Жан Пюсель был главой, директором, ответственным за весь проект, за его дизайн, и за финансирование). Манускрипт «Чудеса Нотр-Дам» (1330–1335 гг., Национальная библиотека, Париж) приписан его мастерской по стилистическим характеристикам. Мера участия самого Жана Пюселя в миниатюрах этих рукописей остаётся предметом дискуссий. Подобным же образом мастерской Жана Пюселя приписывают ещё ряд манускриптов: «Бревиарий Бланш Французской», «Часослов Жанны Савойской», «Часослов Иоланды Фландрской», «Часослов Жанны II Наваррской», однако миниатюры этих рукописей выполнены, скорее всего, не им самим, а в «стиле Пюселя», т.е. его помощниками или последователями.



 
PR-CY.ru