ЗАРА-ЯКОБ

ЗАРА-ЯКОБ (1600–1693 гг.) – эфиопский (абиссинский) мыслитель; считается основоположником философско-религиозного свободомыслия на Африканском Роге. Сведения о нём содержатся в его единственном сохранившемся произведении – автобиографии, озаглавленной «Исследование», а также в одноимённом трактате его ученика Вальда Хэйвата. Родился близ Аксума в семье бедного ремесленника, чей род возводился к аксумскому духовенству. В повседневной жизни его имя было Варке, Зара Якобом он был наречён при крещении. Во время обучения чтению у мамхера (духовного наставника) Зара-Якоб показал себя способным учеником, и отец отдал его в школу церковного пения (Зема бет), но у ребёнка не оказалось ни слуха, ни голоса, и через три месяца он перешёл к мамхеру, который преподавал ему в течение года стихосложение (кэне) и грамматику. Следующие десять лет Зара-Якоб изучал толкование Священного Писания и таким образом получил образование абиссинского начётчика, поднявшись на высшую ступень традиционной богословской учёности (став одним из дэбтэра, начал учительствовать). В это время царь Сисиний (1604–1632 гг.) насаждал в стране католичество. Зара-Якоб был ложно обвинён в призывах к восстанию за возрождение традиционной веры и изгнание «франков» (т.е. португальцев). Ему пришлось бежать из Аксума, скрываться до кончины Сисиния, а затем скитаться по Эфиопии. В области Энфраз он нанялся наставником детей к богатому человеку по имени Хабта Эгзиабхер, взял в жёны его рабыню Хирут, которой хозяин дал свободу. Жесткое религиозно-политическое противостояние монофизитов и католиков в правление Сисиния, а затем восстановление в правах традиционной для эфиопов веры при Василиде (1632–1667 гг.) повлияли на формирование мировоззрения Зара-Якоба, близкого к европейскому деизму. Столкновение двух мировоззрений, а ещё больше зрелище двух ненавидевших друг друга христианских вероисповеданий нарушили его духовное равновесие: став законоучителем, он не мог примкнуть ни к одной из партий. Веруя в Единого Бога, Творца всего сущего, наделившего человека непогрешимым разумом и бессмертной душой, Зара-Якоб усомнился во внешней, обрядовой стороне религии. В «Исследовании» он отрицает институт монашества, объявляя его противным человеческому естеству, посты, почитание праздников и т.п., считая всё выдумкой жрецов и человеческими измышлениями. Молитву он рассматривал как сугубо личное дело, которому благочестивый человек должен предаваться постоянно. Вальда Хэйват конкретизировал эту доктрину, подкрепив её множеством примеров и притч.

 



 
PR-CY.ru