ЗНАМЕННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ - Страница 2

Строки партий записываются разным цветом, в трёхголосии чередуются киноварь и чернила. Местоположение голосов не закреплено в партитуре, иногда бас записывался выше тенора. Знаменное многоголосие представляет собой преимущественно «композиции на первоисточник»; в качестве источников использовались, как правило, одноголосные песнопения знаменного распева, бытующие в тот же период. Однако данные песнопения подвергались существенным изменениям, «по всей вероятности, для того, чтобы они могли использоваться в многоголосии в качестве cantus firmus». Как отмечал М.В. Бражников, возможно, в связи с этим гласовые особенности знаменного распева в знаменном многоголосии нивелировались. Как и в случае с многоголосным демеством и троестрочием, при дешифровке знаменного многоголосия у исследователей возникают проблемы, связанные с ритмической коррекцией голосов, наличием особых знаков транспозиции (сипавые и «двойные» пометы). Свойственное демественному многоголосию «полимелодическое наслоение голосов в знаменном двухголосии преобразовалось в моноритмически организованную фактуру, где сопровождающий голос стал выполнять функцию дублирования cantus firmus». Знаменное многоголосие представляет собой преимущественно консонантное двух-, трёхголосие с параллельным голосоведением (Исторический музей), хотя иногда исследователи встречают и мелизматические и силлабические диссонансы. В отличие от партесного многоголосия в знаменном многоголосии присутствуют черты модальности; «возможен параллелизм практически любых созвучий..., отсутствует внутреннее членение музыкальной строфы (кадансы) вплоть до начала следующей». Знаменному многоголосию свойственна не только графическая, но и стилевая однородность. Е.Е. Шавохина видела в этой особенности знаменного многоголосия «показатель ранней стадии формирования нового типа мышления, которое должно было сначала утвердиться, прежде чем по-разному проявлять себя в разных жанрах». К знаменному многоголосию исследователи условно относят четырёхголосные стихиры из рукописи «Праздники» (Российская государственная библиотека, последняя четверть XVII в.), записанные казанской нотацией (по определению М.В. Богомоловой). В качестве первоисточника многоголосных стихир использованы практически в неизменном виде соответствующие монодийные песнопения столпового знаменного распева, поэтому данный вид многоголосия исследователи, скорее, готовы назвать знаменной гармонизацией. Галина Андреевна Пожидаева рассматривает эти песнопения как образец знаменного силлабо-мелизматического многоголосия. См. также ст. Многоголосие.



 
PR-CY.ru