ЗНАМЕННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ

ЗНАМЕННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ – в древнерусском певческом искусстве вид многоголосия. Знаменное многоголосие получило распространение во второй половине XVII в., в начале XVIII в. знаменные партитуры сменяются партесными гармонизациями в пятилинейной нотации. Некоторые исследователи (среди них – Николай Дмитриевич Успенский, Степан Васильевич Смоленский, Сергей Сергеевич Скребков) считали знаменное многоголосие сугубо национальным явлением. Другая точка зрения была впервые высказана Максимом Викторовичем Бражниковым, который полагал, что знаменное многоголосие «возникает под прямым воздействием польского партесного стиля», и видел в этом виде многоголосия «попытку изложения новой музыки западноевропейского образца старыми русскими средствами». Елена Евгеньевна Шавохина в диссертации, посвящённой знаменному многоголосию, в качестве наиболее авторитетного приводит мнение Виктора Михайловича Беляева, что знаменное многоголосие кроме западноевропейских влияний «сохраняло преемственную связь с ранним русским контрапунктическим стилем строчного многоголосия». До настоящего времени вопросы происхождения знаменного многоголосия остаются открытыми, поскольку круг источников и стилистические особенности этого вида многоголосия изучены недостаточно. Большую часть репертуара знаменного многоголосия составляют неизменяемые песнопения суточного круга богослужения, связанные с наиболее важными моментами службы: «Благослови, душе моя, Господа», «От юности моея», «Приидите, поклонимся» Трисвятое, «Достойно есть», «Да исполнятся» и др. Самое большое количество вариантов знаменного многоголосия имеет херувимская (шесть вариантов в рукописи Российской национальной библиотеки, четыре варианта в рукописи Исторического музея). Как правило, для записи знаменного многоголосия использовалась пометная знаменная нотация с признаками, при этом число знаков весьма ограниченно. Знаменное многоголосие представляет собой двух-, трёх- или четырёхголосный контрапункт, записанный в виде партитуры. Терминология, которая используется для обозначения голосов, отражает специфику знаменного многоголосия как явления, промежуточного между троестрочным, демественным и новым партесным многоголосием. Исследователи чаще встречают термины, более характерные для партесного многоголосия («дышкант», «алт», «тенор», «бас»), реже указаны названия голосов демественного многоголосия («путь», «низ» – Российская национальная библиотека), в некоторых случаях терминология смешанная («низ», «тенор» – Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru