ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ - Страница 3

В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов в этот день предполагается соединение трёх последований: попразднства Рождества Христова, Вифлеемских младенцев и преподобного Маркелла; служба излагается в целом одинаково. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. на утрене указан общий канон младенцев и преподобного Маркелла четвёртого гласа; служба на литургии не описана. В славянских студийских Минеях уставные указания соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону, к канону младенцев добавляются тропари преподобного Маркелла. Согласно Евергетидскому Типикону конца XI в., последование Вифлеемским младенцам не поётся вообще, т.к. в этот день отмечается престольный праздник монастыря – память освящения церкви Богородицы Евергетиды (Благодетельницы). В Мессинском Типиконе 1131 г. служба подробно не описана; на литургии служба в целом та же, что и в Типиконе Великой церкви, стих аллилуиария другой – Пс. 114:5, причастен праздника и святых. В Типиконе Георгия Мтацминдели X–XI вв., передающем особенности афонской редакции Студийского устава, указывается тропарь Вифлеемским младенцам (тот же, что и в Типиконе Великой церкви). В иерусалимских Типиконах всех редакций последование Вифлеемским младенцам не имеет существенных отличий от последования, указанного современным Типиконом 29 декабря, как и в старопечатных московских изданиях XVII в., оно не имеет праздничного знака, но в службе появился ряд особенностей, встречающихся преимущественно у святых с шестеричным знаком (такие как наличие полного комплекта самогласнов Вифлеемским младенцам, кондак Вифлеемским младенцам после шестой, а не третьей песни канона, чтение песни из канона на блаженнах). Современное последование Вифлеемским младенцам включает в себя: тропарь первого гласа, кондак четвёртого гласа на подобен «Явился еси»; корпус стихир; чтения на литургии: прокимен Пс. 112:1, 9; 2 Кор. 5:15–21; аллилуиарий со стихом Пс. 78, 3a; Мф. 2:13–23 (во многих древних рукописях это чтение короче, хотя длиннее указанного в Типиконе Великой церкви: Мф. 2:13–18). Каноны в современных греческих и современных русских Минеях разные: в русских канон четвёртого гласа, без акростиха, ирмос, в греческих плагального второго, т.е. шестого, гласа, с акростихом «Новорождённые Христовы жертвы венчаю словами», с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос, начало: «Обновляет творение и человека». Акростих включает в себя по одному тропарю в каждой песни из канона в честь преподобного Маркелла, также помещённому в последовании. В рукописях встречаются другие каноны Вифлеемским младенцам: канон четвёртого гласа, без акростиха, ирмос, начало: «От Ирода, взять Тебя желающего, как Бог, от преследующего убежал»; канон плагального четвёртого, т.е. восьмого, гласа, без акростиха, с указанием на имя Германа, ирмос, начало: «Рождённого безвременно от Отца без матери».



 
PR-CY.ru