ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ

ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ – мученики (память 29 декабря, память в Западной церкви 28 декабря), убиенные по приказу царя Ирода в Вифлеема (Мф. 2:16–18). С древности почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. По сообщению Макробия (начало V в.), император Август, узнав об избиении младенцев и казни Антипатра, сына Ирода, сказал: «Лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном». Иероним Стридонский пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (multa parvilorum milia), по православному преданию, число жертв составляло 14 тыс., в сирийских источниках упоминаются 64 тыс., а в ряде западных мартирологов – 144 тыс. младенцев. Из сочинений Иринея Лионского (ум. в 202 г.) и Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.), следует, что при их жизни Вифлеемские младенцы уже почитались святыми. Память Вифлеемских младенцев впервые появляется в Сакраментарии папы Льва I Великого (около 485 г.) и в Карфагенском календаре (около 505 г.). В греческих календарях их память отмечается 29 декабря, в латинских – 28 декабря, в сирийских – 27 сентября, в армянских – в понедельник после второго воскресенья после Пятидесятницы. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году. Мощи Вифлеемских младенцев хранились в пещере Младенцев под южным трансептом базилики Рождества Христова в Вифлееме, одно из наиболее ранних упоминаний о ней встречается в описании Вифлеемского храма Иерусалимского патриарха Софрония I (633/634 – 638 гг.). Затем мощи Вифлеемских младенцев были перенесены в Константинополь и положены в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя апостола Иакова, брата Господня. В «Хожении» игумена Даниила (начало XII в.) также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т.к. их мощи были перенесены в Царьград. Однако со второй половины XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме (например, Аноним около 1170 г.). Антоний Новгородец (около 1200 г.) разъясняет, что половина мощей Вифлеемских младенцев находилась в Константинополе, а половина осталась в Вифлееме. Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, исследователи предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г.

 



 
PR-CY.ru