Словарь по христианству В ВАРНАВА, Беляев Николай Никанорович

ВАРНАВА, Беляев Николай Никанорович

ВАРНАВА, Беляев Николай Никанорович (1887–1963 гг.) – епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери – дочери дьякона погоста Дорки Загорновской волости Бронницкого уезда, в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно Жития святых. В 1910 г. Н.Н. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пустыни игуменом Германом (Гомзиным) и иеромонахом Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. окончил с золотой медалью третью московскую гимназию, по благословению архимандрита Оптиной пустыни Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в Московскую духовную академию. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пустыни ректором Московской духовной академии епископом Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени Варнава в честь апостола Варнавы, вскоре рукоположён во иеродиакона, в 1913 г. – во иеромонаха. Во время учебы в академии Варнава часто посещал монастыри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, где прослужил до её закрытия летом 1918 г. Указом Священного Синода от 13 февраля 1920 г. Варнава был определён к епископской хиротонии на Васильсурское викариатство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февраля того же года. В начале августа того же года Варнава был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Нижнего Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), а также Нижегородскими викариями, в том числе Варнавой, приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Впоследствии, объясняя свой поступок, Варнава писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через некоторое время Варнава поехал в московский Даниловский монастырь к архиепископу Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и Варнава отправился в Зосимову пустынь, где иеросхимонах Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью. Чтобы избежать дальнейших столкновений с обновленцами, Варнава решил принять на себя подвиг юродства, на этот поступок его благословил иеросхимонах Алексий. Взяв в московской психиатрической клинике доктора Ганнушкина справку о том, что был на консультации по поводу «истероневрастении», Варнава вернулся в конце октября 1922 г. в Нижний Новгород. 1 ноября представился умалишённым, три дня пробыл в психиатрической лечебнице, затем поселился в семье своего духовного сына Р.А. Карелина. Живя почти затворнически, Варнава написал свой первый труд – «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». Книга явилась плодом осмысления знаний, приобретённых Варнавой за годы учёбы в духовной академии и позднее благодаря чтению аскетической литературы. В книге цитируются произведения св. отцов, комментарии автора, в основном, касаются явлений светской культуры. Не имея в то время ещё достаточного духовного опыта, Варнава плохо ориентировался в действительности, судил о ней во многом умозрительно, руководствуясь сиюминутным настроением, не выверенным житейским опытом.

 



 
PR-CY.ru