Словарь по христианству В ВАДЖРАЯНА

ВАДЖРАЯНА

ВАДЖРАЯНА (санскр. – алмазная колесница, алмазный путь; другие названия – тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна) – одно из трёх основных направлений буддизма наряду с хинаяной (или тхеравадой) и махаяной. Часто ваджраяну рассматривают как одну из школ махаяны (вторая – парамитаяна), не выделяя в самостоятельное направление. В «Ведах» слово «ваджра» (молния, алмаз) обозначает оружие бога-громовержца Индры, в рамках буддизма ваджра становится символом просветления (бодхи). Концепция происхождения ваджраяны от индуистского тантризма большинством современных исследователей отвергается: буддийский тантризм имеет древние истоки, уходящие в глубину индийской традиции. Ваджраяна окончательно оформилась к концу I тыс. н.э. и стала распространяться за пределами Индии (на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Тибете, Японии), однако почти везде со временем исчезла, кроме Японии, где сохраняется и поныне в виде школы сингон, и Тибета, где достигла наивысшего расцвета. В VIII в. в Тибете начали возникать школы ваджраяны: ньингмапа, кагьюпа, кармапа, дугпа, сакьяпа, кадампа. За исключением кадампы, на основе которой в конце XIV – начале XV вв. появилась гелукпа, все остальные школы сохранились до настоящего времени. Распространяясь на территории Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы, ваджраяна взаимодействовала с добуддийской культовой практикой местного населения (культ природы и предков, шаманизм, тибетская религия бон), в результате чего сформировался такой симбиоз верований, при котором буддийские философские идеи не мешали и не противоречили многовековой народной религиозной практике, её отдельные аспекты адаптировались к буддизму. Это привело к тому, что в регионе распространения ваджраяны, как и в прочих странах буддийского мира, сложились национальные формы буддизма (тибетский, монгольский, бурятский, калмыцкий, тувинский), в XIX в. получившие общее название «ламаизм» (от тибет. лама – высший, учитель-наставник). С 1960 гг. из европейской науки этот термин практически исчез, в российской науке продолжает существовать, однако всё чаще его заменяют словом «буддизм» (бурятский буддизм, калмыцкий буддизм и т.д.). Разделяя основные общебуддийские концепции, ваджраяна почти не создала новых оригинальных философских идей; её главное новаторство – в методах и практике. В отличие от других направлений буддизма (кроме дзэн) ваджраяна считает возможным достижение состояния будды в течение одной жизни или даже мгновенно. Этой цели служит система особо эффективных (и потому опасных для некомпетентного адепта) методов, тщательно скрываемых от непосвящённых. На базовом уровне для практикующих адептов (садхаков) обязательными являются рецитация мантр (мистических слогов и фраз), созерцание мандал (сложных графических диаграмм) и воспроизведение мудр (особых магических жестов). Эти формы практики (садхана), действуя соответственно на трёх уровнях восприятия (слух, зрение и осязание), помогают адепту трансформировать сознание, находящееся во власти сансары, и раскрыть заложенную изначально в каждом существе природу будды (татхагатагарбха). Важную роль в ваджраяне играет практика визуализации, называемая также «йогой божеств»: йогин либо воссоздаёт образ божества перед собой, либо мысленно отождествляет себя с божеством и таким образом проникается теми духовными качествами, которые воплощает данное божество.

 



 
PR-CY.ru