ВЛАДИМИР и АГРИППИНА - Страница 2

На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер. Из этих данных исследователям трудно получить чёткое представление о его политике. Однако у них складывается впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путём союза с Ригой, которая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240 г.), который он рассматривал как свою отчину. Со второй половины XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (например, в Бельском летописце – памятнике 1630 гг. западнорусского происхождения). По мнению исследователей, к этому времени относится начало местного почитания Владимира и Агриппины. Их мощи в XVII – первой половине XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведённая в 1716 г. на средства Луки Ивановича Челищева. На гробнице находилась икона с изображением Владимира и Агриппины – вклад ржевского воеводы стольника Сергея Фёдоровича Обернибесова. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в середине XVIII в. в Тверскую епархию), который был предпринят по указу императрицы Анны Иоанновны, Тверской и Кашинский архиепископ Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провёл расследование о праздновании памяти Владимира и Агриппины. О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». При вскрытии гробницы Владимира и Агриппины на глубине около 4,5 м обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в котором находились два дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые... истленные». Архиерей запретил церковное празднование Владимира и Агриппины, гробницу разобрали. Как полагают исследователи, почитание Владимира и Агриппины сохранялось в Ржеве, несмотря на деканонизацию. Известен список службы им 1850–1860 гг. (Исторический музей, написан на бумаге 1770 гг.), текст копирует службу благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским (имена изменены). Владимир и Агриппина почитались также в старообрядческой среде. В начале XX в. по ним в Ржеве ещё служились панихиды, однако архиепископ Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование Владимиру и Агриппине возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинского архиепископа Алексия (Коноплёва).

 



 
PR-CY.ru