ВЛАДИМИР и АГРИППИНА - Страница 3

Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают исследователям представление о сложившейся в XVII в. иконографии Владимира и Агриппины. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в три четверти разворота, обе руки сложены в молитвенном жесте (например, на прориси с иконы XVII в., Русский музей) или со свитком в одной руке (например, на прориси с иконы XVII в., Русский музей). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды Агриппины традиционные для изображений св. жён: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохранилась), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора Агриппины: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи». О распространённости данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова и при единоверческом кладбище в Твери на соборной колокольне и в церкви во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе других икон в период оккупации немецко-фашистскими войсками в 1941–1943 гг.) и др. В Ржевском уездном казначействе находилась икона Спасителя XVI в., которая, согласно преданию, «до нашествия Литвы была надвратною иконою при Спасо-Преображенской церкви; оттуда была взята в воеводскую канцелярию, а после упразднения оной поступила в казначейство». На ней Владимир и Агриппина изображены припадающими к стопам Спасителя в числе других святых. Парным (на одной доске) было и изображение на надгробном образе святых (известно по описанию и прориси): Владимир и Агриппина представлены в рост прямолично со сложенными на груди руками, глаза закрыты, в длинных княжеских одеяниях, украшенных узором, драгоценными камнями и жемчугом. На голове Агриппины белый узорчатый плат, концы которого спускаются на плечи. Голова Владимира непокрыта, у него небольшая борода, волосы распущены по плечам. После 1745 г. надгробную икону из Успенского собора в Ржеве архимандрит Жёлтикова монастыря Варлаам перевёз в Тверь, где она находилась в кладовой под колокольней Спасо-Преображенского собора. Оттуда с разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Филофея (Успенского; 1857–1876 гг.) её перенесли на хранение в Тверской музей (в настоящее время местонахождение неизвестно). Единоличное изображение князя находилось в деревянной часовне Преображенской церкви города Ржева. Как небесные покровители заказчиков (?) образы Владимира и Агриппины могли быть представлены на иконах в числе других святых, например, на иконе «Не рыдай Мене, Мати (со святыми на полях)» из села Змеёва Лихославльского района Тверской области (первая половина XIX в., Тверская областная картинная галерея), на иконе в окладе «Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские, благоверный князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские» (XIX в., Тверской государственный объединённый музей; оклад в Тверской областной картинной галерее).



 
PR-CY.ru