ВЛАДИМИРСКАЯ И СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 33

Первое упоминание о городе Владимире в летописях содержится под 1108 г. Основание города по летописным сводам XV в. связывают со с князем Владимиром Святославичем, который в память о пребывании на Суздальской земле назвал его своим именем и построил деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в 990–992 гг. По мнению современных учёных, город был заложен князем Владимиром Мономахом, который построил крепость с оборонительными укреплениями, соединил овраги, превратив их в защитные рвы, и возвёл в «городе» каменную церковь во имя Спасителя в 1108 г. Город, построенный до 1155 г., был невелик, с севера граничил с рекой Лыбедь, с юга – с Клязьмой. Сохранились фрагменты валов начала XII в. – восточного Ивановского (по названию ворот), проходившего за нынешним Рождество-Богородицким монастырём (в районе ул. Столетовых), и западного Троицкого. По воле сына Мономаха князя Юрия Долгорукого в Залесской земле возникали новые укреплённые города и храмы, во Владимире западнее двора Мономаха был устроен новый великокняжеский двор с дворцовой церковью великомученика Георгия (достроена в 1157 г.). Старший сын князя Юрия, князь Андрей Боголюбский, в 1155 г. покинул данный ему отцом в удел Вышгород и обосновался во Владимире. Он перенёс и поставил в построенном им Успенском соборе икону Богородицы, ставшую позднее известной как Владимирская икона Божьей Матери. В его правление Владимир стал одним из крупнейших городов Северо-Восточной Руси. Князь Андрей обновил Мономаховы валы и возвёл новые стены («город заложил больший»). Теперь Владимир состоял из трёх частей: Печерний (Средний) город, в котором находился Успенский собор; Новый (с XVII в. – Земляной), где были княжеский двор и церкви Спаса Преображения (1164 г.; сгорела в 1778 г.; отстроена в последней четверти XVIII в.) и великомученика Георгия (1152 или 1156–1157 гг.), посад, или Ветчаный город, также опоясанный валами (сохранились остатки Зачатьевского вала в районе ул. Б. Нижегородской). Князь Андрей стремился превратить небольшой укреплённый город в пышную столицу, которая самим расположением, названием местностей и храмов была подобна Киеву: княжеская «гора» господствует над низменным «подолом» восточной части, к западу от посада, подобно киевскому Печерску, на самом высоком холме сверкают белокаменные стены и золотые главы храма Успения Пресвятой Богородицы – «десятинной» церкви, будущей кафедры епископа. Величием и красотой архитектуры и внутреннего убранства собор стремились уподобить главным киевским храмам – соборам Святой Софии и Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской лавре. Так же как в Киеве и Константинополе (с воспоминанием о святом граде Иерусалиме), в наружных стенах были поставлены ворота: Золотые, Серебряные, Медные и Иринины. До настоящего времени Золотые ворота (XII в.) с надвратной церковью Ризоположения сохранили после перестройки конца XVIII в. некоторые черты древней архитектуры. Князь Андрей выстроил также загородную резиденцию в Боголюбове с каменным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и дворцом (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божьей Матери (Рождества Богородицы) монастырь).

 



 
PR-CY.ru