ВОЛОШИН Максимилиан Александрович - Страница 5

Одно из важных направлений в творчестве М.А. Волошина конца 1910 – 1920 гг. – поэтические переложения древнерусских литературных произведений («Протопоп Аввакум», 1918 г.; «Написание о царях московских», 1919 г.; «Сказание об иноке Епифании», 1929 г.) и опыты художественных агиографических сочинений (поэма «Святой Серафим», 1919–1929 гг.). В переложениях М.А. Волошин неукоснительно следовал сюжету, лексическим и грамматическим особенностям первоисточников, стремился сохранить их стилистическую систему и ритмическую организацию и тем самым обогатить возможности современного поэтического языка. Ему удалось в «Написании о царях московских» органично ввести в текст первоисточника (последней главы «Летописной книги» Ивана Михайловича Катырева-Ростовского) стилизованные повествования о Марине Мнишек и Московском  патриархе Филарете (Романове). В работе над агиографической поэмой о Серафиме Саровском М.А. Волошин в качестве источников пользовался «Житием св. Серафима» Никандра Матвеевича Левитского, книгой М.В. Сабашниковой «Святой Серафим», брошюрой Григория Спиридоновича Петрова «Преподобный Серафим Саровский», книгой «О цели христианской жизни: Беседа Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым» и «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной Леонидом Михайловичем Чичаговым (впоследствии митрополит Серафим). Точно воспроизводя событийную канву источников, М.А. Волошин ввёл в текст модернизированный неоплатонический мотив: «истощание» и воплощение по воле Пресвятой Богородицы в лице Прохора (будущего преподобного Серафима) небесного серафима. Поэтическое творчество М.А. Волошина получило завершение в стихотворении «Владимирская Богоматерь» (1929 г.). В 1924 г. он  видел в Историческом музее в Москве очищенную от наслоений Владимирскую икону Божьей Матери и оценил это событие как одно из самых больших потрясений в жизни. Мотивы Акафиста Богородицы М.А. Волошин преобразовал в гимн иконе – свидетельнице отечественной истории, являющей «Лик самой России». В последние годы жизни М.А. Волошин, в основном, занимался пейзажной живописью, участвовал в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве и Ленинграде. Его акварельные композиции, впитавшие влияние японской живописи и устремлённые не столько к изображению, сколько к духовному «постижению» объекта, были названы священником Павлом Флоренским «мета-геологией». Похоронен М.А. Волошин на холме Кучук-Енишар, около Коктебеля.



 
PR-CY.ru