ВОЛОШИН Максимилиан Александрович - Страница 4

В отличие от большинства представителей русской интеллигенции Февральскую революцию 1917 г. М.А. Волошин не только не приветствовал, но воспринял как страшное предвестие «Великой Разрухи Русской Земли» (лекция «Россия распятая», 1920 г.). Позднее, стремясь остаться «над схваткой» и укрывая от расправы в своём доме как «белых», так и «красных», свою политическую и гражданскую позицию он сформулировал в статье «Вся власть Патриарху», которая фактически явилась откликом на послание патриарха Тихона Совету народных комиссаров от 7 ноября 1918 г., после которого М.А. Волошин ждал спасительных для «очищения» и «возрождения» России гонений на церковь. Поэт писал, что в ситуации, когда все политические партии выказали свою непригодность «к политическому водительству России», «единственной морально-духовной силой», способной объединить русскую землю, «как не раз бывало в смутные времена», должна стать церковь, а естественным духовным главой государства – патриарх. Непосредственным орудием этой власти, согласно М.А. Волошину, предстоит выступить Добровольческой Армии. На епархиальном съезде 1919 г. в Ялте его статья была воспринята как «первый настоящий политический голос». Годы революции и гражданской войны укрепили религиозность М.А. Волошина. 27 декабря 1927 г. он писал Инне Владимировне Быстрениной: «Два новых дара я приобрёл за эти годы: дар молитвы и дар говорить с толпой». В 1919 г. М.А. Волошин констатировал: «Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых... в Библии можно найти слова, равносильные пафосу, нами переживаемому». Его поэтика постепенно избавлялась от декоративности, тяготея к напряжённой простоте и безыскусности «библейского реализма» («Армагеддон», 1915 г., «Русь глухонемая», «Видение Иезекииля», 1918 г.; «Заклятье о Русской земле», 1919 г.). Важное место в жанровой системе занимает «молитва» («Молитва о городе», 1918 г.; «Посев», 1919 г.; «Заклинание», 1920 г.). Революция предстаёт в стихах как «Бич Божий», как явления «ангела мщенья», взыскующей и наказующей «Любви Господней», но одновременно и как «очистительный огонь», закаляющий «вечный лик» России – «Неопалимой Купины» («Неопалимая Купина», 1919 г.). Видение Иезекииля о воскресении становится символом грядущего восстания народа из «костей» и «праха». В цикле поэм «Путями Каина» (1921–1923 гг.), написанном в традиции научно-философской поэзии, идеальным образом органической культуры предстаёт христианское Средневековье.

 



 
PR-CY.ru