Словарь по христианству В ВЁЛЬФЛИН Генрих

ВЁЛЬФЛИН Генрих

ВЁЛЬФЛИН Генрих (1864–1945 гг.) – швейцарский теоретик и историк искусства, с именем которого связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины; создатель метода формально-стилистического анализа художественных памятников. Получил образование в Базельском университете, где под влиянием своего учителя Якоба Кристофера Буркхартда заинтересовался концепционными построениями и идеей «классического искусства» как вершиной развития художественного стиля. Заканчивал образование в университете Мюнхена под руководством профессора Генриха фон Брунна. В 1886 г. защитил диссертацию «Пролегомены к психологии архитектуры» (опубликована посмертно: Prolegomena zur Psychologie der Architektur. Münch., 1946 г.). Преподавал в Мюнхенском университете, затем в Базеле (после смерти Я.К. Буркхардта в 1893 г. занял его кафедру), в Берлине, снова в Мюнхене, с 1924 г. до конца жизни – в Цюрихе. Решающим для становления теории развития искусства Г. Вёльфлина стало его знакомство в 1887 г. в Риме с группой немецких интеллектуалов (философ Конрад Фидлер, живописец Xанс фон Маре, скульптор Адольф фон Хильдебранд), объединённых идеей возрождения «большого стиля» на основе «вечных законов художественного творчества». Г. Вёльфлина привлекла возможность превращения истории искусства в объективную науку, поскольку форма, по его мнению, могла быть «математически» измерена. В основе его теории лежит идея о существовании различных «методов видения», характерных для тех или иных исторических эпох. Различие методов связано с эволюцией психической природы человека, порождающей изменение зрительного восприятия предметного мира и как следствие форм его воспроизведения в искусстве. Исследователь подчёркивал, что смена стилей не зависит от сознательной воли художников. Таким образом, развитие художественных форм у Г. Вёльфлина – внутренне обусловленный, имманентный процесс, подчиняющий себе все остальные моменты творческой деятельности. Любые знания о художниках играют для понимания искусства второстепенную роль, отсюда знаменитый тезис Г. Вёльфлина: не «история художников», а «история искусства без имён». В книге «Renaissance und Barock: eine Untersuch. über Wesen u. Entstehung d. Barockstils in Italien» (Münch., 1888 г.; рус. пер.: «Ренессанс и барокко». СПб., 1913 г.), написанной Г. Вёльфлином в Риме, он рассматривал Ренессанс и барокко не как сменяющие друг друга стили, а как два разных способа художественного мышления. В смене ренессансного стиля барочным был склонен видеть одну из важнейших закономерностей в развитии формы, наблюдаемую не только в итальянском искусстве. В процессе исследования сущности и происхождения барочного стиля Г. Вёльфлин пытался выработать систему понятий для описания различных «методов видения».

 



 
PR-CY.ru