ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 11

Первоначальный его текст исследователям неизвестен, но в византийских богослужебных книгах XI–XII вв. сохранились пространные уставные рубрики, отражающие различные этапы развития и переработки этого «Синаксаря». Он регламентировал особый тип богослужения, известный как песненное последование, который по своей структуре и по причине использования константинопольской Псалтири восходил к древней константинопольской доиконоборческой традиции. В богослужебном пении Святой Софии в послеиконоборческий период также сохранялись древние музыкальные элементы. В X в. на кафедральное богослужение оказывало всё более сильное влияние богослужение монашеское, и уже в XI в. в литургической практике Святой Софии появились отдельные заимствования из константинопольского монастырского богослужения (например, пение канона), которые, однако, не разрушали архаичную структуру служб суточного круга. К этому же периоду относится и смена основного формуляра литургии – с XI в. им стала литургия Иоанна Златоуста, а не литургия Василия Великого, как было раньше. Смена произошла под влиянием монашеского богослужения, в котором формуляр литургии Иоанна Златоуста был основным начиная с середины IX в. Вскоре в византийской литургической традиции появились новые нормативные тексты (диатаксисы, или уставы литургии), регламентировавшие (вплоть до мелких деталей) совершение проскомидии и Божественной литургии; они были связаны с формуляром литургии Иоанна Златоуста. В середине X в. в Константинополе была произведена кодификация императорского обряда. Подробное описание различных чинопоследований с участием византийских императоров (в том числе императоров-иконоборцев) содержится в трактате «De ceremoniis aulae Byzantinae»; в его составлении принимал участие император Константин VII Багряднородный (912–920 гг.). Падение Константинополя 13 апреля 1204 г. стало причиной прекращения литургической традиции, сформировавшейся в послеиконоборческий период. Переход византийской столицы под латинское господство существенно изменил положение константинопольских церквей и монастырей, т.к. многие из них были заняты латинскими клириками и монашествующими, а остальные испытывали затруднения. Богослужение в Святой Софии и других наиболее известных храмах и монастырях Константинополя совершалось латинскими священнослужителями по римскому обряду, из-за чего во внутреннее убранство храмов были внесены необходимые изменения. Но византийская литургическая традиция не была прервана и продолжалась в нескольких государствах, наиболее значимым из которых была Никейская империя, ставшая наследницей Византии.

 



 
PR-CY.ru