ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 10

В начале 1060 гг. богослужебная традиция одного из таких монастырей (монастыря Воскресения на Галисийской горе около Эфеса) была принята в константинопольском Евергетидском монастыре. В 1080 гг. игумен Евергетидского монастыря Тимофей составил ктиторский Типикон и богослужебный Синаксарь, в которых были отражены результаты адаптации галисийской традиции, в том числе и богослужебного Синаксаря из монастыря Воскресения. Вскоре евергетидская традиция была избрана в качестве образца для монастырей Христа Человеколюбца и Богородицы Благодатной, созданных в Константинополе в конце XI – начале XII вв. императрицей Ириной Дукеной при участии императора Алексея I Комнина, а впоследствии и для других столичных и провинциальных монастырей. Во второй половине X в. вследствие сильного константинопольского воздействия первая редакция Студийского Синаксаря проникает в иерусалимское и палестинское богослужения. Как полагают исследователи, уже в конце X в. этот нормативный текст и связанный с ним комплекс богослужебных книг были приняты в киновии Феодосия Великого, находившейся недалеко от Иерусалима. Результатом быстрой адаптации первой редакции Студийского Синаксаря к обычаям палестинских киновий стало появление Иерусалимского устава. Отличительной чертой богослужения, определявшегося этим уставом, было совершение в канун воскресных и праздничных дней палестинских всенощных бдений (агрипний), которые представляли собой соединение великой вечерни (включавшей в свой состав литию и благословение хлебов) и воскресной или праздничной утрени. Вскоре новый богослужебный устав был принят в лавре Саввы Освященного и других палестинских монастырях, вытеснив прежний устав и связанный с ним комплекс богослужебных книг иерусалимского происхождения (в том числе и иерусалимский Евхологий, содержавший формуляр литургии апостола Иакова), а в конце XI в. Иерусалимский устав распространился далеко за пределами Палестины. Первая и вторая редакции Студийского Синаксаря, появившиеся под влиянием кафедрального богослужения, определяли богослужение не только в монастырях, но с определёнными изменениями и сокращениями могли использоваться и для регламентации соборно-приходского богослужения в Византии. В послеиконоборческий период кафедральное богослужение в Константинополе, совершавшееся в Святой Софии с участием патриарха, регламентировал «Синаксарь Великой церкви» (или Типикон Великой церкви), отражавший результаты литургических преобразований предшествующего периода.

 



 
PR-CY.ru