ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 13

На Вход Господень в Иерусалим, или в праздник Осанн (по-сирийски это означает как приветственные крики «осанна», так и пальмовые ветви), совершается обычная постовая воскресная служба с некоторыми особенностями. Благословение пальмовых ветвей обычно происходит на литургии оглашенных после начальных антифонов. На Страстной седмице отменяются полунощница перед ночной службой и третий час, но шестой час остаётся. Повечерие соединяется с ночной службой. Перед «песнями бдения» поются псалмы. В понедельник Страстной седмицы в составе ночной службы присутствует торжественный чин «в портике». По структуре это повечерие, которому предшествует процессия с крестом, Евангелием, освященными пальмовыми ветвями, со свечами и с кадилом. Этот чин иногда отождествляется с западно-сирийским чином «десяти дев» (притча о которых читается во вторник Страстной седмицы) либо считается перенесённой по неизвестной причине службой Лазаревой субботы. В основе гимнографических текстов чина лежат творения Ефрема Сирина. В этот же день (и во все последующие дни Страстной седмицы) после будничной утренней службы совершается процессия в баптистерий, восходящая к древней общехристианской традиции совершать таинство крещения на Пасху. В Великий четверг на ночной службе поётся византийская херувимская песнь «Вечери Твоея Тайныя» (от византийского оригинала отличается только её окончание). Богослужение Великой пятницы является наиболее сложным по структуре. В четверг вечером совершается вечерня и полная литургия (с анафорой Нестория). Бдение Великой пятницы, как и рождественское, продолжается всю ночь. Ряд элементов указывает на существование в древности чина умовения ног (по мнению исследователей, в восточно-сирийском обряде существовал и чин поклонения кресту). Начиная со службы «песней бдения» и до праздника Пятидесятницы в храмах отменяются земные поклоны. Песнопения будничной утренней службы Великой пятницы указывают на окончание предкрещальной подготовки. Шестой час совершается в память о Распятии Господа. В состав службы Великой субботы входят процессия с крестом и чин символического погребения Христа. Причащения в этот день не бывает. Пасхальное бдение включает чины омовения престола, крещения, покаяния и литургию. Это бдение – самое короткое в литургическом году: оно состоит лишь из службы «песней бдения» и утренней службы. В воскресенье утром бывает вторая пасхальная литургия. Перед ней совершается чин преподания друг другу мира с процессией, во время которой провозглашается Воскресение Христово: в алтаре поднимается с престола украшенный цветами и ароматами крест и выносится для поклонения. После процессии дьякон призывает «передавать друг другу мир в любви Христовой», и все присутствующие в храме начинают поздравлять друг друга с Воскресением. Два дьякона поют гимн-диалог, содержащий 19 благословений. Чин заканчивается общим благословением. Пасхальный период продолжается семь недель, до праздника Вознесения. В пятницу Светлой седмицы празднуется память персидских исповедников, пострадавших в период гонений при шахе Шапуре II (339/340 – 379 гг.).

 



 
PR-CY.ru