ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 14

В этот день часто бывает больше причастников, чем в Великий четверг. Воскресенье после Пасхи называется Новым, с него начинается отсчёт воскресений. Период апостолов начинается с воскресенья Пятидесятницы (воскресенье вхождения в пост апостолов) и продолжается семь недель. Его темы – Cошествие Святого Духа и распространение Благой вести. На Пятидесятницу, как и на Страстной седмице, повечерие соединяется с ночной службой. На литургии этого дня перед причащением совершается чин коленопреклонения, указывающий на окончание пасхального периода и начало поста. Чин был заимствован у сиро-яковитов при католикосе Илие I (1028–1049 гг.) и совершался первоначально лишь в кафедральном соборе Багдада. Пятница после Пятидесятницы называется Пятницей золота. В этот день вспоминается первое чудо апостолов Петра и Иоанна – исцеление хромого (Деян. 3:1–10). Праздник апостолов Петра и Павла (29 июня), хотя и является главным для этого периода, заимствован из византийской традиции. Более древним является празднование в их честь после Богоявления. Период Лета начинается с воскресенья Нусардель (от персид. nusardel – Новый год; в восточно-сирийской традиции это слово принято переводить как «праздник Бога»). В этот день вспоминаются все 12 апостолов и отцы первого Вселенского собора. Период продолжается семь недель и носит покаянный характер, но не имеет определённой темы. Период Илии является подготовительным к празднику Креста (14 сентября). Если Пасха была поздняя, то праздник Креста может случиться раньше, чем начнется период Илии. В таком случае шестое и седьмое воскресенья Лета празднуются в один день. Период Илии продолжается семь недель. Первое воскресенье называется вхождением в пост Илии. В четвёртое воскресенье вспоминается Обретение Креста. Неподвижный праздник Креста в любом случае должен праздноваться раньше этого воскресенья. В случае ранней Пасхи шестое воскресенье Илии переносится и вставляется между третьим и четвёртым. В последнюю пятницу периода Илии празднуется память этого пророка, который считается провозвестником Второго пришествия Христа. Собственно праздник Креста, с одной стороны, соединяет воспоминание об Обретении Креста императрицей Еленой и явление небесного знамения императору Константину, а с другой – напоминает о том, что знамением Второго пришествия и начала Суда будет явление Креста на небе. Период Моисея после праздника Креста является временем покаяния. В течение этого периода главенствует тема Креста. Хотя тексты служб рассчитаны на семь недель, на практике этот период никогда не превышает четырёх недель, что свидетельствует об ином делении года в древности. В IX в. (а возможно, и ранее) период Моисея считался началом литургического года. Период Освящения Церкви, или Обновления Церкви, или период Входа, продолжается четыре недели между периодом Моисея и периодом Благовещения. Существует несколько гипотез, объясняющих его появление в составе восточно-сирийского литургического года. В гимнографических текстах этого периода сочетаются образы небесного Храма и Церкви – Невесты Христовой.



 
PR-CY.ru