Словарь по христианству В ВАСИЛИКИ

ВАСИЛИКИ

ВАСИЛИКИ – законодательный свод, изданный в конце IX в. при императоре Льве VI Мудром (886–912 гг.). Первоначально применялось также наименование «императорские 60 книг». Их создание явилось воплощением задуманной ещё при императоре Василии I Македонянине (867–886 гг.) программы по «очищению древних установлений». «Василики» представляют собой переработку законодательства императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.). Их источниками являются составные части юстиниановского Гражданского свода: Институции, Дигесты и Кодекс, а также Новеллы Юстиниана. Помимо этого в разделе, посвящённом уголовному праву, присутствуют заимствования из «Исагоги» (сборник византийского права конца IX в.) при заметном влиянии «Эклоги» (краткий свод византийского законодательства VIII в.). Латиноязычный текст законодательного свода Юстиниана был использован опосредованно, через греческие переработки и переводы: Парафраза Феофила послужила источником сведений об Институциях, Эпитома Анонима – о Дигестах, комментарии Фалелея и Анатолия – о Кодексе. Греческие конституции Кодекса Юстиниана воспроизводятся (хотя и не полностью) непосредственно на основании подлинного текста. Греческие новеллы были заимствованы из собрания 168 Новелл Юстиниана. Латинские юридические термины или заменены соответствующими греческими, или грецизированы. Почти в каждом из титулов «Василик» соблюдается определённый порядок расположения фрагментов Гражданского свода Юстиниана: сначала воспроизводится текст из Институций (но не всегда), затем из Дигест, далее из Кодекса и, наконец, из Новелл. Сведений о работе комиссии, подготовившей издание «Василик», почти не сохранилось. Вероятно, во главе её стоял протоспафарий Симватий, которого позднее (по всей видимости) сменил советник императора Льва VI василеопатор (императорский тесть) Стилиан Зауца. Во вводной конституции Льва VI к «Василикам» (подлинность которой долгое время подвергалась сомнению) определяются цели и задачи создания свода. Хотя в тексте введения содержатся ошибки, его автор обнаруживает явное знакомство с текстом вводной конституции Юстиниана «Tanta». Лев Мудрый отмечает, что император Юстиниан собрал установления древних римских императоров, но не завершил начатое им предприятие, поскольку не объединил Дигесты, Кодекс, Институции и созданные позднее Новеллы в общий свод законов. Необходимо было все собранные законы упорядочить и устранить вышедшие из употребления нормы и противоречия, под которыми исследователи понимают внутренние противоречия самого юстиниановского свода, а не расхождения с юридической практикой IX в. Тем более что, когда речь идёт об исключении законоположений, вышедших из употребления, подразумеваются только те нормы, которые были отменены самим Юстинианом в его Новеллах. Объединение нормативных текстов было проведено на основании новой системы, при которой отбирались все титулы, затрагивающие одну и ту же проблематику. Хотя исследователи отмечают, что «Василики» в целом построены в соответствии с порядком расположения материала Кодекса Юстиниана, т.е. по унаследованной ещё от классических римских юристов системе преторского Эдикта, тем не менее, здесь можно усмотреть и значительные отступления от этой древней схемы, что позволяет исследователям говорить о новом этапе развития правовой мысли Византии в области систематизации права. Так, вопросы об отцовской власти, узаконивании побочных детей и усыновлении рассматриваются последовательно в XXXI, XXXII и XXXIII книгах «Василик», тогда так в Дигестах эти темы затрагиваются в самых разных титулах, а именно: 1. 6; 37. 15; 43. 30; 23. 3–6 и 1. 7; в Кодексе – в титулах 8. 46, 48, 50; 5. 25; 8. 57; 5. 27; 8. 47, 51. Тема деликтов и преступлений в «Василиках» рассматривается в книге LX, а в Дигестах – в книгах 47 и 48, а также в 9-й книге, в титулах 3–6 книги 11 и в некоторых титулах книг 3, 13, 25, 34 и 43. «Василики» состоят из 60 книг, каждая из которых пронумерована и не имеет самостоятельного заглавия.

 



 
PR-CY.ru