ВАСИЛИКИ - Страница 3

Только в XII в. «Василики» приобретают значение свода действующего права, и причём не на основании особого законодательного акта какого-либо византийского императора, но в результате длительного использования (usu). В случае подобной интерпретации деятельность по составлению «Василик» не следует квалифицировать как кодификацию, а сами «Василики» – как самостоятельный законодательный свод; скорее этот памятник мог использоваться только в справочных и учебных целях (А.П. Каждан и др.). Возможно и иное толкование. Использование текстов собственно юстиниановского свода было допустимо для интерпретации таких текстов содержащихся в «Василиках» законов, которые были приведены в чрезмерно краткой форме: подобная деятельность византийских юристов не является неопровержимым доказательством сохранения сводом Юстиниана законной силы. Отсутствие во введении к «Василикам» прямых указаний на лишение свода Юстиниана законной силы и замену его «Василиками» может быть обусловлено особенностями развития византийской правовой мысли, следующей здесь во многом римской классической традиции. Её характерной чертой было развитие права путём интерпретации, а не законодательства, когда действие устаревшей правовой нормы смягчается или парализуется новыми принципами при её сохранении и отсутствии законодательного акта об её отмене (С. Троянос и др.). Издание «Василик» исследователи рассматривают как завершающий этап кодификационного процесса, начавшегося в 429 г., когда императором Феодосием II Младшим (408–450 гг.) была выпущена конституция, предусматривавшая создание единого кодекса, в который вошли бы указы римских императоров и фрагменты сочинений классических юристов. Как известно, Феодосию II эту программу реализовать не удалось, и он ограничился созданием кодекса императорских конституций (Кодекс Феодосия). Император Юстиниан также не смог полностью претворить этот план в жизнь, поскольку в рамках юстиниановской кодификации созданы были два самостоятельных памятника – кодекс императорских конституций (Кодекс Юстиниана) и собрание фрагментов сочинений классических юристов (Дигесты). И только составителям «Василик» удалось решить задачу по сведению воедино конституций императоров и сочинений юристов, реализовав первоначальную программу Феодосия II. Таким образом, «Василики» завершили процесс по унификации источников права протяженностью в несколько столетий. Особенность «Василик» состоит также в том, что вскоре после издания этого свода он стал сопровождаться схолиями. Поэтому уже в ранних рукописях «Василик» официальный текст законов дополнен комментариями юристов в виде катен («цепей»). «Старые схолии» представляют собой извлечения из сочинений ещё юстиниановских юристов (Стефана, Феофила, Фалелея и др. – так называемых антецессоров). Они были присоединены к тексту «Василик», по всей видимости, при императоре Константине VII Багрянородном (912–920 гг.). «Новые схолии», которые составили византийские юристы XI–XIII вв. (Иоанн Номофилак, Евстафий Гарида, Константин Никейский, Калокир Секст, Падзис и др.), представляют собой собственно комментарии к рассматриваемому законодательному своду. Византийский канонист Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон (1185 – около 1203 гг.) в своих толкованиях на «Номоканон в XIV титулах» признаёт имеющими силу те нормы Юстинианова «Гражданского свода», которые не противоречат соответствующим положениям «Василик». Текст «Василик» не дошёл до настоящего времени в первоначальном виде, ни в одной из сохранившихся рукописей свода текст не приводится полностью. Несколько рукописей содержат «Василики» без схолий (например, Амброзианская Миланская, X в.), в некоторых приводятся древнейшие схолии, другие рукописи содержат текст со старыми и новыми схолиями. Для реконструкции текста «Василик» большое значение имеют указатели к своду, как, например, составленный в конце XI в. судьёй Падзисом и получивший название «Типукитос». Первое научное издание греческого текста «Василик» с параллельным латинским переводом было осуществлено братьями Карлом Вильгельмом Эрнстом (1803–1865 гг.) и Густавом Эрнстом (1810–1851 гг.) Хаймбахами. Оно не учитывало всех известных даже в то время рукописей, содержало неточности в передаче рукописного текста и потому подверглось справедливой критике, результатом которой явилась публикация братьями Хаймбахами дополнительного тома, содержавшего систематическое руководство к использованию изданного ими текста. В дополнение к этому изданию отдельные книги и части «Василик» издавались по другим рукописям: Карлом Эдуардом Цахарие фон Лингенталем (по Константинопольской рукописи), К. Феррини и Дж. Меркати (по Амброзианской рукописи). В 1988 г. была завершена публикация нового издания «Василик» в 17 томах. Это грандиозное издание состоит из двух серий (текст и схолии).



 
PR-CY.ru