ВЕТХОГО ЗАВЕТА КРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ - Страница 2

Повторы и противоречия в Торе он как раз и объяснял рассогласованностью первоисточников. Идеи Ж. Астрюка легли в основу оригинальных исследований Й.Д. Михаэлиса (1717–1791 гг.), Й.С. Землера (1725–1791 гг.), Й.Г. Эйхгорна (1752–1827 гг.). Именно Й.Г. Эйхгорн впервые в истории критического изучения Ветхого Завета заговорил о библейской мифологии. Концепцию Ж. Астрюка развил в 1798 г. К.Д. Ильген (1763–1834 гг.), который предпринял попытку дальнейшей дифференциации «Элохиста», предложив различать «Элохист I» («Основной источник»), ставший впоследствии именоваться «Жреческим кодексом». На рубеже XIX–XX вв. (с появлением новейшей документальной гипотезы) «Яхвист» также подвергся дифференциации. В 1912 г. Рудольф Сменд предложил разграничить «Яхвиста I» и «Яхвиста II», что нашло отклик среди коллег. Через несколько лет Отто Айссфельдт (1887–1973 гг.) присвоил «Яхвисту I» кодовое обозначение «L» (от нем. «Laienquelle») – «Светский источник», а вместе весь «J» и «Е» стали условно именовать «Иеговистом» («JE»), отличая от него Priestercodex и Второзаконие («D» — от нем. «Deuteronomium»). К середине XX в. немецкие библеисты О. Айссфельдт и Эрнст Фран Макс Зеллин (1867–1946 гг.) завершили рубрификацию всего текста Торы по предполагаемым источникам на основе целого ряда лексических, грамматических, стилистических, идеологических, мотивационных, политических и прочих критериев. Их выводы оспаривали П. Фольц, В. Рудольф, 3. Мувинкель, отказывавшиеся признавать самостоятельное существование «Элохиста» и «Жреческого кодекса». Они считали, что первичен «J» (около 800 г. до н.э.), а «Е» – это позднейший интерполятор, задача которого состояла в редакторском улучшении прототекста. Немецкий теолог Йоханн Северин Фатер (1771–1826 гг.) в своём труде «Комментарий к Пятикнижию» (1802–1805 гг.) развил идею А. Гедцеса и попытался показать, что некоторые отдельные фрагменты и сейчас легко обнаруживаемы в тексте Торы. Они начинаются с одних и тех же вводных слов, например: «Вот родословие...» В русле исторического критицизма параллельно с документальной гипотезой развивалась и сугубо историческая источниковедческая школа, которая попыталась датировать и географически локализовать место возникновения каждого из выделяемых исследователями первоисточников. В 1805 г. немецкий теолог Вильгельм Мартин Леберехт де Ветте (1780–1849 гг.) отождествил «D» с «Книгой Закона», якобы найденной в 621 г. до н.э. царём Уззияху (Иосией) при восстановлении Иерусалимского храма. Деление Второзакония на составные элементы осуществили представители так называемой «Кристаллизационной гипотезы»: Август Клостерманн (1837–1915 гг.) в 1893 г. предположил, что при Уззияху была найдена лишь часть Второзакония, а «доиосианское» Пятикнижие составляли законодательное ядро и более поздние примыкавшие к нему исторические тексты. Датировкой «D» занимались Густав Хёльшер (1877–1955 гг.), Альбрехт Альт (1883–1956 гг.), Э. Робертсон. Наиболее аргументированной представляется позиция А. Альта, который в отличие от Г. Хёльшера признает допленное происхождение «D» и относит его к северной, израильской, традиции. В 1853 г. Г. Рейсе, а вслед за ним К.Х. Граф и Ю. Велльхаузен объявили «Р» позднейшей составляющей Пятикнижия, оформившейся в послепленный период, при Эзре (т.е. около 444 г. до н.э.). Э. Зеллин датировал «J» временем царствования Давида и Шеломо (X в. до н.э.), а О. Айссфельдт – VIII в. до н.э., считая древнейшим «Светский источник» (около 950–850 гг. до н.э.).  В русле классической документальной гипотезы, рассматривающей книгу Иисуса Навина в качестве продолжения Пятикнижия, составляющую с ним единое целое, и оперирующей понятием «Шестикнижие», в середине XX в. сформировался новый взгляд на Второзаконие как на введение к неосуществлённому в полной мере грандиозному труду по истории Израиля так называемой девтерономической истории, куда помимо «D» вошли книги ранних пророков: Исуса Навина – Млахим (3–4 Царств). Поэтому, по мысли Х.Х. Шмида, М. Розе, Дж. Ван Сетерса и других представителей этого направления, правильнее говорить о Четверокнижии: книги Бытия – Числа и девтерономической истории: книги Второзакония – 4 Царств. Первоначальная (допленная) версия древнееврейской девтерономической школы завершалась описанием религиозной реформы царя Уззияху (4 Цар.: 22:1–23:25), а в распоряжении позднейшего жреческого компилятора оказался уже целый комплекс текстов. И. Кноэл разделил «Р» на: Священническую Тору – периода от строительства Соломоном Иерусалимского Храма (т.е. около 966 – около 959 гг. до н.э.) и до времени правления иудейских царей Ахаза и Езекии (т.е. около 735 – около 686 гг. до н.э.) и материалы «школы Кодекса Святости», постулируя тем самым существование последней уже во времена правления Ахаза или Седекии.

 



 
PR-CY.ru