Словарь по христианству В ВИКАРИЙ

ВИКАРИЙ

ВИКАРИЙ (от лат. vicarius – заместитель, наместник) – церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника церковного администратора. В Русской православной церкви и некоторых других православных церквах – должность помощника правящего епархиального архиерея, которая учреждается для оказания помощи архиерею в управлении епархией. Первоначально слово «vicarius» как административный термин стало употребляться в сфере государственного управления Римской империи. При императоре Константине I Великом (323–337 гг.) империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток. При этом имперские столицы Рим и Новый Рим – Константинополь не входили в префектуры. В свою очередь, префектуры делились на диоцезы. Так, в префектуру Восток входили диоцезы Асия, Понт, Фракия, Восток и Египет. Каждый диоцез включал несколько провинций. Начальствующее лицо префектуры именовалось префектом претория, а правитель диоцеза назывался викарием (по-гречески – экзархом). Викарий (как и вышестоящий префект) назначался императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в отношении надзора за правителями провинций, но если в диоцезе присутствовал сам префект, викарий терял в нём какую бы то ни было власть. Тем самым полномочия викария приобретали двойственный характер: он был, с одной стороны, начальником области, вверенной его власти самим императором, а с другой – всего лишь заместителем вышестоящего должностного лица (префекта), исполнявшим свои правительственные функции в диоцезе в отсутствие самого префекта. До определённой степени аналогичный характер имеют и полномочия викария в церкви, в том числе и викарного епископа (см. Епископ-суффраган). Отдалёнными предшественниками позднейших викарных епископов были хорепископы. Неокесарийский собор (между 314 и 325 гг.) именует их «сослужителями епископов», «поставленными во образ семидесяти апостолов». В IV в. хорепископы, зависевшие от епархиального архиерея, поставлялись почти в каждой епископии (в малых городах и в сёлах). Антиохийский собор (324 или 325 г.) права хорепископов определил так: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или сёлах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчинёнными им церквами, и ограничивали ими своё попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинён хорепископ и его округ». Древние хорепископы, как полагают исследователи, в отличие от викарных епископов Нового времени управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии, хотя и не вполне самостоятельно, в чём, собственно, и усматривается сходство этого института с институтом викарных епископов. Как не вполне самостоятельные архиереи, они могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа. Уже в середине IV в. институт хорепископства стал исчезать из жизни церкви. Лаодикийский собор 364 г. запретил ставить новых хорепископов: «Не подобает в малых градах и сёлах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града». Периодевтами становились только пресвитеры. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в некоторых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упразднённых епархий – титулярные епископы, которые послужили ближайшим прообразом викарных епископов. Институт викарных епископов неизвестен и в Древней Руси, хотя древнерусские архиереи часто имели наместников, которые обладали административной и судебной властью в значительных городах епархии, где они представляли правящего епископа. Первоначально наместники обычно были в пресвитерском сане, а начиная с XIV в., когда при епископах состояли в значительном числе служилые бояре и боярские дети, наместники часто назначались из этой среды, т.е. миряне. В определённой степени подобные наместники напоминают институт викариев, сложившийся уже к этому времени в католической церкви. Кроме того, при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении епархией. Так, будущий митрополит Алексий (1354–1378 гг.) при жизни митрополита Феогноста (1328–1353 гг.), именуясь епископом Владимирским, не имел своей епархии, но был помощником первоиерарха. С 1454 г. епископы Сарские и Подонские, поселившиеся близ Москвы в Крутицах и неофициально называвшиеся Крутицкими, исполняли обязанности помощников Московских первосвятителей в управлении митрополичьей областью. Но прямыми предшественниками викарных епископов они считаться не могут, поскольку за ними оставалась их Сарская и Подонская епархия с её немногочисленными приходами в Диком поле и иных местах, где посреди мусульманского большинства сохранялось ещё православное население.

 



 
PR-CY.ru