ВИЗИТАЦИЯ - Страница 2

Обязанность посещать приходы своей епархии возлагалась на правящих архиереев «Определением об епархиальном управлении», принятым Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., «Положением об управлении Русской Православной Церкви», изданным Поместным Собором 1945 г., а также Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принятым Поместным Юбилейным Собором 1988 г. В ныне действующем Уставе Русской православной церкви, изданном Архиерейским юбилейным Собором 2000 г., указывается, что епархиальный архиерей «согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей». При этом обязанность посещения всех без исключения приходов Устав возлагает на благочинных: «Осуществляя свои обязанности, благочинный, по крайней мере, раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих». Благочинный обязан также ежегодно представлять епархиальному архиерею отчёт о состоянии благочиния. Помимо визитаций внутри епархий во все эпохи церковной истории предстоятели поместных церквей в разных формах осуществляли визитации епархий, находящихся в их юрисдикции. В Русской церкви таким правом располагали митрополиты Киевские, затем Московские и, наконец, патриархи, но оно не принадлежало Первоприсутствующим в Святейшем Синоде в синодальный период. Восстановив патриаршество, Поместный собор 1917–1918 гг. предоставил патриарху право визитаций всех епархий Российской церкви. Аналогичное положение содержится в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. и в Уставе об управлении Русской православной церкви 1988 г. В ныне действующем Уставе Русской православной церкви говорится, что патриарх «имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви». Визитации епархий и приходов в разных формах осуществляется и в других автокефальных православных церквах. Поскольку во многих из них территории епархий значительно меньше, чем в Русской православной церкви, частота обязательных посещений епископом вверенных ему приходов не определяется или рекомендуется посещать их как можно чаще. Например, Устав Румынской православной церкви предписывает епископам совершать как можно больше пастырских визитов в своей епархии и сообщать о состоянии дел в Священный Синод и епархиальное собрание. Устав Болгарской православной церкви обязывает епископов посещать городские приходы раз в год, а сельские – когда к тому есть возможность и каждые три года представлять в Священный Синод отчёт о состоянии епархиальных дел. В католической церкви в Средневековье внутри епископств (или диоцезов) визитации осуществлялась обычно не самими епископами, а епископальными архидиаконами. Но Тридентский собор (1545–1563 гг.) постановил, чтобы епископы лично визитировали епископство ежегодно или (если епископство обширно) в первый год – большую часть, оставшуюся – в следующем году. Только ввиду исключительных обстоятельств епископ мог назначать специального визитатора. Ныне действующий Кодекс канонического права католической церкви возлагает на епископов обязанность посещать в течение года хотя бы часть приходов и иных учреждений своего епископства, с тем, чтобы полная визитация епископства совершалась за пять лет. На деканов (соответствующих нашим благочинным) возлагалась ранее обязанность ежегодно обозревать приходы своих деканатов. В ныне действующем Кодексе предусматривается обязанность декана (окружного викария) посещать приходы своего деканата, но периодичность таких посещений не регламентируется. Термин «визитация» употребляется в католической церкви и с другим значением – посещение Рима епископами католической церкви. С одной стороны, такая визитация носит паломнический характер, т.к. её целью является поклонение могилам святых апостолов Петра и Павла, с другой стороны, сопряжена с отчётом папе о церковной жизни епископства, находящегося в юрисдикции епископа, совершающего визитацию. В евангелической церкви практика визитаций получила распространение ещё со времени инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.). По его почину в 1527–1529 гг. была произведена в Саксонии генеральная церковная визитация. В евангелических странах регулярная визитация церквей производится в определённые сроки суперинтендантами и деканами. Церкви самих суперинтендантов обозреваются генерал-суперинтендантами, где существует этот институт.



 
PR-CY.ru