Словарь по христианству В ВИЗИТАЦИЯ

ВИЗИТАЦИЯ

ВИЗИТАЦИЯ (от лат. visitatio – посещаю) – обозрение начальствующими духовными лицами (визитаторами) деятельности подведомственных им учреждений, в особенности находящихся в удалении от места служения самого начальственного лица. Это – одна из форм осуществления контролирующей власти, получившая особенно большое развитие в христианской церкви. В древней церкви оно практиковалось епископами лично или через особых должностных лиц – периодевтов, которые должны были лично обозревать подведомственные епископу сельские общины. Практика визитаций в христианской церкви восходит к апостолам, которые периодически посещали основанные ими общины, укрепляя христиан в вере и (кроме того) контролируя служение епископов, пресвитеров, диаконов, диаконис (1 Тим 1:3–4; 6:12, 18; Тит 1:4–5). В эпоху мужей апостольских и последующий период епископы лично посещали общины, находившиеся в их юрисдикции. Об объезде епархий правящим архиереем свидетельствуют и отцы церкви. Неоднократно совершал визитации подчинённых ему епархий Афанасий I Великий (около 295 – 373 гг.). Так, своё второе праздничное (пасхальное) послание к пастве он написал, совершая объезд Фиваиды, четвёртое послание – посещая Пентаполь и Аммониак. Григорий Нисский (около 335 – 394 гг.) в похвальном «Слове» Григорию Чудотворцу (около 213 – около 270 гг.) рассказывает, что святитель незадолго до смерти объезжал окормляемые им приходы, для того чтобы выявить причины заблуждений и обличить неверных. Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) увещевал епископов иметь попечение о своём здоровье, ибо больной не может совершать поездки во вверенные ему общины епархии. В Западной церкви также существовала практика визитаций епископами общин, находящихся в городах и в отдалённых местах. Так, Сульпиций Север (363 – 410 или 429 гг.) сопровождал Турского епископа Мартина Милостивого (316–397 гг.) в его поездке по сельской местности с целью визитаций приходов. Ввиду умножения числа христианских общин и, в частности, в связи с образованием общин в сельской местности для их окормления и надзора за ними поставлялись хорепископы. В конце IV в. институт хорепископов исчезает из церковной жизни; согласно 57-му правилу Лаодикийского собора  364 г., «не подобает в малых градах и сёлах поставляти епископов, но периодевтов». С тех пор обязанность посещения удалённых от кафедрального города общин стала возлагаться на пресвитеров – периодевтов, подобных нынешним благочинным. Но и сами епископы продолжали осуществлять надзор за находящимися в их окормлении приходскими общинами, в том числе и через визитации, личные посещения. На Западе, где в делах епархиального управления важная роль принадлежала архидиаконам, визитации приходов помимо епископов часто совершали по их поручению архидиаконы. На Руси в древности епископы осуществляли визитации либо лично, либо через уполномоченных на то лиц – клирошан (клириков кафедрального собора), наместников, впоследствии (в московскую эпоху) – через старост поповских, десятильников, протопопов, заказчиков, а также через светских чиновников, состоявших на службе в архиерейском доме, – бояр, дворян, дьяков и подьячих. При объезде епархии архиерей творил суд в пределах своей компетенции, которая до императора Петра I Алексеевича (на основании «Церковного устава» св. Владимира) выходила далеко за границы собственно церковных дел, взимал в связи с этим судебные пошлины. Так, Новгородские архиепископы, приезжая в Псков, когда он входил в Новгородскую епархию, оставались в нём в течение месяца, находясь на содержании горожан, творя в городе суд и взимая судебные пошлины. «Духовный регламент» (1721 г.) возлагает на епархиальных архиереев обязанность раз в год или, по меньшей мере, раз в два года объезжать свою епархию. При многочисленности приходов эта обязанность не предполагала посещения всех или даже большей части приходов. Многие из приходов не посещались архиереями в течение десятков лет, а особенно удалённые – вообще никогда. Поэтому в синодальную эпоху непременное посещение всех приходов в целях надзора за ними возлагалось на заказчиков или на благочинных, «дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованных и прочих, всего того добре наблюдать». В соответствии с «Инструкцией благочинным приходских церквей» (1775 г.), епархиальное начальство осуществляло надзор над церквами и духовенством округа через благочинного, для чего он обязан был не реже двух раз в год посетить все приходы своего округа. При этом благочинный наблюдал за тем, чтобы духовенство неукоснительно исполняло свои обязанности, касающиеся богослужения, распоряжения церковным имуществом и ведения метрических книг. Обо всех недостатках благочинный обязан был немедленно сообщать архиерею. При появлении в приходах лжеучителей, «ханжей», кликуш он должен был (если его увещевания не имели успеха) сообщать об этом органам прокурорского надзора.

 



 
PR-CY.ru