ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО - Страница 2

Исследователи полагают, что его первоначальный облик сохранился в рисунке изразцового пола XIII в. в зале Капитула. Время разрушало собор. Постепенно исчезали старинные витражи, а их подлинный рисунок далеко не всегда восстанавливался при реставрационных работах. Выветривался камень, его подновляли, зачастую внося при этом поправки в детали отделки здания. Северный портал Вестминстерского аббатства несёт на себе особенно заметные следы подобных реставраций. И всё-таки отдельные утраты и частичные искажения не смогли нарушить общую гармонию форм северного портала – одной из красивейших частей Вестминстерского аббатства. В художественном отношении наибольшую ценность представляет интерьер, который отличается удивительной органичностью и цельностью. Внутри здание кажется гораздо шире и выше, чем можно предположить, глядя на него снаружи – оно становится неожиданно лёгким. Желтоватый мрамор, рвущиеся ввысь тяги, упругие линии стрельчатых арок, свет, льющийся со всех сторон через огромные окна с цветными витражами, – всё это создаёт яркое впечатление, особенно усиливающееся в солнечную погоду. Камень как бы утрачивает свою тяжесть, становится гибким и послушным в руках искусных строителей. Опираясь на тонкие мраморные стволики, устремлённые вверх, на огромной высоте как бы распускаются пучки нервюр (выступающих рёбер свода), образуя над головой великолепный шатёр. Лишь внимательный взгляд специалиста заметит, что восточная и западная части здания несколько отличаются друг от друга. Восточная часть – более ранняя. Именно с неё и начали в XIII в. строить новое Вестминстерское аббатство, разобрав часть находившейся на этом месте церкви XI в. Они так и стояли вплоть до XV в.: новое, готическое, великолепное в своей лёгкости строение XIII в. в восточной части, и старая, романского стиля, тяжеловесная по формам западная часть XI в. В конце XIV – XV вв. романскую часть также перестроили в готическом стиле, но при этом архитектурное решение оказалось необычным. Дело в том, что в готических соборах, сооружавшихся веками, каждая часть здания, как правило, отчётливо отражает особенности архитектуры того периода, когда она создавалась. Здесь же западную часть перестроили не в духе господствовавшей в XV в. поздней готики, а по образцу более ранней, восточной части, и в полной гармонии с ней, что и создало ощущение единства всего ансамбля. Туристов, осматривающих аббатство, обычно ослепляет великолепие интерьера, драгоценная россыпь красок витражей, ошеломляет обилие надгробных памятников, теснящихся в его стенах. Но далеко не каждый из них знает, что за стенами собора, в сохранившихся от XIII и XIV вв. частях старого монастыря можно увидеть ещё много интересного и уникального. Древние монастырские постройки примыкают к зданию с юга и группируются вокруг так называемого клуатра – квадратного двора, обнесённого открытыми арочными галереями. Этот монастырский дворик также составляет одну из достопримечательностей Вестминстерского аббатства. Его галереи, сложенные из светлого камня, с выступающими тёмными рёбрами стрельчатых сводов и изящным каменным переплётом арочных пролетов, очень живописны. Клуатр являлся центром монастырской жизни. В северной галерее, где арки имеют широкие пролёты и пропускают много света, находилась монастырская библиотека, в которой работали писцы. Южная галерея примыкала к трапезной (здесь умывались). Сама трапезная не сохранилась, но в стене южной галереи до сих пор можно увидеть ниши, которые заслуживают внимания не столько тем, что в них помещались вешалки для полотенец, сколько тем, что они сохранили красивый каменный переплёт характерного для XIV в. рисунка, напоминающего соты. Позади западной галереи был расположен дом аббата – главы монастыря. Дом, выстроенный в XIV в., сохранился. Часть его видна справа от входа в Вестминстерское аббатство, хотя редко кто сразу обратит внимание на маленькое, неказистое здание с зубчатым парапетом, прилепившееся к величественному фасаду аббатства, да и к тому же в наши дни наполовину застроенное броским зданием книжного магазина. Одну из комнат этого дома, названную Иерусалимской, Шекспир описывает в своих хрониках как место смерти Генриха IV (1399–1413 гг.) Ланкастерского. Восточная галерея вела в спальное помещение монахов (так называемый дормиторий) – огромный зал с деревянным сводчатым потолком, превращённый теперь в библиотеку. Переходы и капелла, расположенные под дормиторием, являются самой старой частью аббатства, сохранившейся ещё от XI в. Некогда здесь находилась монастырская ризница, а сейчас открыт музей, среди экспонатов которого – восковые фигуры различных знаменитостей. Одни из них, как, например, изображение Карла II (1660–1685 гг.) – явные посмертные маски, другие имеют мемориальное значение, либо просто носят развлекательный характер. Восковая фигура адмирала Нельсона (1758–1805 гг.) была сделана, скорее всего, для привлечения внимания публики, а может быть, и вследствие некоторого соперничества с собором св. Павла, где находится его могила.

 



 
PR-CY.ru