ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО – собор во имя апостола Петра в Лондоне, получивший название от части города, в которой он находится. Существующий ныне комплекс зданий аббатства относится к XIII и последующим столетиям. Это не только лучший памятник средневековой архитектуры Лондона, но и один из шедевров западноевропейской (в частности английской) готики. Вначале храм принадлежал монастырю, построенному в VII в., разорённому датчанами и возобновлённому в X в. Основание нынешнего собора относится 1245 г. Поперечный неф и хор были освящены в 1269 г. С тех пор постройка почти беспрерывно продолжалась до начала XVIII в., когда было довершено сооружение церковных башен. Генрих VIII (1509–1547 гг.), упразднив монастырь, учредил вместо него соборный Капитул. Храм служит местом коронования английских королей и усыпальницей знаменитых людей. Само аббатство перестало существовать ещё в XVI в. В период Реформации его постигла судьба остальных монастырей Англии – оно было упразднено. Ликвидация монастырей чаще всего сопровождалась и разрушением принадлежавших им строений. Однако здания Вестминстерского аббатства, тесно связанные с жизнью королевского двора, уцелели. Частично они перешли в ведение колледжа, который существует и поныне, являясь одной из самых старых школ Англии. Сама же монастырская церковь, за которой сохранилось название – «Вестминстерское аббатство», осталась местом богослужений, соответствовавших новой обрядности. В то же время она продолжала играть ту особую роль, которая была ей отведена ещё в XIII в. Уже тогда аббатство предназначалось для коронаций, и одновременно должно было служить королевской усыпальницей. Позднее (в XVII в.) здесь появились погребения знаменитых людей Англии – поэтов, литераторов, учёных, актеров, а потом и выдающихся государственных деятелей. Начиная с XVIII в., вошло в обычай устанавливать мемориальные памятники, и Вестминстерское аббатство стали рассматривать как пантеон славы. Всё это определило то особое значение, которое аббатство всегда имело для англичан. Оно не может не поразить своими размерами: его длина 156,5 м, а высота центрального нефа – 31 м, т.е. приближается к высоте современного 10–11-этажного дома. Как все средневековые сооружения подобных масштабов, здание строилось несколько столетий. В работе принимали участие лучшие мастера Англии: Джон Глостерский, Роберт Беверли, Генри Йевель и др. Особого упоминания заслуживает королевский каменщик Генриха III (1216–1272 гг.) Генри Рейнский при котором в 1245 г. и начали возводить аббатство. В XIII в. была выстроена восточная часть собора, зал Капитула, галереи, окружающие с севера и с востока монастырский дворик. В XV в. был закончен главный неф и западный фасад в его нижней части. В начале XVI в. появляется капелла Генриха VII (1485–1509 гг.) Тюдора. Наконец, в середине XVIII в. ученик Кристофера Рена Николас Хоксмур сооружает западные башни собора. Тесно связанное уже в начале своей истории с королевским двором, ориентировавшимся на Францию, Вестминстерское аббатство было выстроено в формах, несколько необычных для английской готики; в нём сильно чувствовалось влияние французских образцов. Прежде всего, это сказалось на плане самой церкви. Её поперечный корпус – трансепт, отодвинут к востоку, алтарная часть имеет не прямоугольное, как обычно в Англии, а закруглённое завершение, и вокруг неё расположен целый венец капелл. Необычна также и высота главного нефа: он самый высокий в Англии (как правило, английские соборы несколько ниже). Потому Вестминстерское аббатство получило не свойственную английским готическим церквам сильно развитую систему контрфорсов и аркбутанов, подпирающих снаружи стены в тех местах, где они принимают распор сводов. Эта опорная конструкция производит особенно сильное впечатление, если смотреть на здание с юга, из монастырского дворика. Да и главный, западный фасад с его двумя башнями своей компактностью, скорее, напоминает готические соборы Франции. Вместе с тем само декоративное решение фасада позволяет безошибочно угадать в нём английские черты. Здесь нет торжественных и богато оформленных порталов, играющих столь значительную роль в готических соборах континента. Обращает на себя внимание полное отсутствие скульптуры. Зато нигде, кроме Англии, не встретится столь изысканная резьба по камню, образующая на поверхности стены как бы сетку с крупными прямоугольными ячейками. Нет здесь (на главном, западном фасаде) и обычного для французских соборов большого круглого окна, которое принято называть «розой». В Вестминстерском аббатстве такие окна помещены лишь на торцовых стенах северного и южного трансептов. Очень своеобразные окна, с красивым каменным переплётом, расходящимся во все стороны от центра, они, несомненно, украшают аббатство. К сожалению, оба окна дошли до нас лишь в том виде, какой они получили во время слишком усердных реставраций конца XIX в. Форма переплёта розы северного фасада была при этом сильно изменена.

 



 
PR-CY.ru