Словарь по христианству В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, Вход Господень в Иерусалим

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, Вход Господень в Иерусалим

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, Вход Господень в Иерусалим – двунадесятый переходящий праздник православного календаря, посвящённый памяти входа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф. 2:1–11; Мк. 11: 1–11; Лк. 19:29–44; Ин. 12:12–19). Вербное воскресенье празднуется на шестой неделе Великого поста, за неделю до Пасхи, и открывает Страстную неделю, напоминая верующим о последних днях жизни Иисуса Христа и страданиях перед смертью. В соответствии с церковной историей, за пять дней до Своей крестной смерти Иисус в сопровождении апостолов торжественно въехал в ворота Иерусалима (Ин. 12:12, 13), сидя на осле – символе кротости и миролюбия (это животное высоко ценилось на Востоке), как это делал Его царственный предок Давид. Народ устроил Иисусу торжественную встречу, приветствуя Его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие, и устилая дорогу вдоль процессии пальмовыми ветками, как это было принято на Востоке при встрече особо чтимых лиц. Когда шествие двинулось через гору Елеонскую, то ученики воскликнули: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во Имя Господне! Осанна в вышних!», взмахивая пальмовыми ветвями (Мф. 21:19; Ин. 12:13). Торжественная встреча Иисуса возбудила негодование и страх фарисеев. Когда шествие приблизилось к стенам Иерусалима, город уже был охвачен волнением. На вопрос жителей «Кто сей?» – последователи Христа отвечали: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского». По существовавшему в то время обычаю, Иисус направился к храму, где дети храмового хора, увлечённые общим восторгом, кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Это не понравилось книжникам и фарисеям, на что Иисус ответил: «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф. 21:16)». Праздничной литургии Вербного воскресенья предшествует процессия с ветвями вне храма, а после благословения ветвей (вай) и чтения Евангелия о входе Господа в Иерусалим она движется к церкви. В странах Средиземноморья в этой процессии использовались ветви оливкового дерева, финиковой пальмы или иерусалимской ивы, поэтому праздник называется также Пальмовое воскресенье Страстей Господних (старославянское название «Неделя вай»), а в тех местностях (в том числе в России), где они не растут, использовались ветви других деревьев – обычно вербы, которая к этому времени распускается, а также букеты из трав и цветов («Цветочное воскресенье»). Поэтому евангельское повествование о всеобщем признании Иисуса Мессией в последнее воскресенье перед Пасхой в русском народном сознании переплелось с древними языческими представлениями о символе пробуждающейся весны – вербе. В православной традиции она отождествлялась с пальмовыми ветвями, которыми приветствовал Иисуса народ Иерусалима, и считалась символом Его победы. В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы приносили в церковь; там они освящались церковнослужителями. Осмысление вербы как символа победы Иисуса было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших Вход Господень в Иерусалим. В некоторых странах сохранился древний обычай стелить ветви на пути процессии. В ходе самой литургии читается евангельское описание Страстей Господних. Литургическая практика Вербного воскресенья сложилась в Иерусалимской церкви в IV в., когда народ во главе с епископом собирался на горе Елеонской и после пения гимнов, антифонов, молитв и чтений из Библии, завершаемых евангельским описанием Входа в Иерусалим, спускался в город, держа ветви и продолжая петь гимны и псалмы. В V–VI вв. обряд восприняли другие церкви Востока, в частности Константинопольская, а с VII в. началось его распространение на Западе. В Средние века в западных странах был обычай нести во главе процессии Евангелие, крест, Святые Дары, деревянное изваяние осла, на котором устанавливалась статуя Христа.

 



 
PR-CY.ru