Словарь по христианству В ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО – торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти, первоначально возникшее на Востоке, оттуда перешедшее в Византию, а затем заимствованное Россией. Обряд венчания на царство впервые был введён Иваном III Васильевичем (1462–1505 гг.), считавшим себя правопреемником византийских императоров, а «первовенчальником» был его внук Дмитрий, венчанный на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» 4 февраля 1498 г. На него возложили бармы и шапку Мономаха; венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. До конца XV в. летописи и другие памятники говорят о чине «вокняжения», и притом очень кратко. Исследователи предполагают, что обряд вокняжения или восседания на «золотом отнем столе» («Слово о полку Игореве») совершался в храме главного города митрополитом при участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Совершённое в первый раз венчание на царство Дмитрия Ивановича вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз Москва увидела этот обряд 16 января 1547 г., когда венчался на царство Иван IV Васильевич (1547–1584 гг.). Кроме барм и шапки Мономаха на царя возлагались и другие знаки царского достоинства: митрополит возложил на него «крест от Животворящего Древа», золотую цепь и подал в руки скипетр. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением Константинопольского патриарха царю Ивану IV в 1561 г. вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 г. был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 г. при венчании на царство Фёдора Ивановича «Блаженного» (1584–1587 гг.). Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании на царство предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием (1581–1586 гг.) царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор; венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. При венчании на царство Бориса Фёдоровича Годунова (1587–1605 гг.) 3 сентября 1598 г. «яблоко» (или державу) царю вручил патриарх Иов (1589–1605 гг.) со словами: «Сие яблоко знамение твоего царствия: яко убо яблоко сие, приим в руце свои держищи, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 г. Сначала в Успенском соборе патриархом Игнатием Греком (1605–1606 гг.) на него был возложен венец, вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха (8 мая 1606 г. патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения). Новгородский митрополит Исидор 1 июня 1606 г. венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613 г.) совершил митрополит Казанский Ефрем. Патриарх Иосиф (1642–1652 гг.) 28 сентября 1645 г. венчал на царство Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: золотой скипетр «второго наряда» (в 1658 г.), держава (в 1662 г.), в 1665 г. – «диадима» (бармы).

 



 
PR-CY.ru