ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - Страница 2

Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет собой венчание на царство царя Фёдора Алексеевича (1676–1682 гг.) 16 июня 1676 г., когда вновь был тщательно регламентирован обряд венчания на царство в соответствии с чином венчания византийских императоров. Патриарх спрашивал его: «Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Святого Духа?» И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме вышеупомянутых знаков царского достоинства (по примеру греческих царей) на Фёдора был возложена царская одежда. После миропомазания царь был введён в алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался перед Царскими вратами. К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав древнего царского чина венчания на царство, относится поучение, которое говорил представитель церкви венчаемому, и которое входило как существенная часть в состав самого чина венчания на царство. До начала коронования венчаний на царство было девять: Ивана IV, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского, Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, Ивана и Петра Алексеевичей. Для венчания на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича 25 июня 1682 г. был специально изготовлен двойной серебряный трон, а для Петра Алексеевича по образцу шапки Мономаха была сделана так называемая шапка Мономаха «второго наряда». Венчание на царство невесты Лжедмитрия I Марины Мнишек происходило 9 мая 1606 г. в Успенском соборе (как и все прочие). Патриарх, обмениваясь речью с Лжедмитрием, возложил на Марину Животворящий крест, бармы и венец; ей также пелось многолетие. На литургии патриарх украсил её цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Государственный акт венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Характерной чертой венчания на царство являлось сочетание светского и духовного обрядов. Духовный обряд заключался в таинстве миропомазания – чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. Среди древнейших атрибутов государева «чина» – «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. После принятия Петром I (1689–1725 гг.) титула «Императора Всероссийского» обряд венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло за собой существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий. В результате чин императорского коронования стал воспроизводить греческое церковное венчание на царство в его полнейшей и законченной форме. По примеру греческих и русские императоры стали приобщать к священному венчанию на царство и миропомазанию своих супруг. Отличие императорского коронования от царского венчания на царство состоит в том, что императорская мантия (или порфира) с цепью ордена Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона – древнюю шапку (или венец Мономахов). С другой стороны, вследствие замены представительства церкви в едином лице патриарха представительством соборным – Синодом, в самом чине венчания на царство произошли некоторые перемены. Государь стал восседать на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам стал возлагать на себя корону и сам же возносить её на главу государыни. Первое коронование было совершено в 1724 г. над Екатериной I, супругой Петра Великого, и установленный чин коронования оставался неизменным.



 
PR-CY.ru