Словарь по христианству В ВЕНИАМИН, Смирнов Василий Никифорович

ВЕНИАМИН, Смирнов Василий Никифорович

ВЕНИАМИН, Смирнов Василий Никифорович (около 1782–1848 гг.) – архимандрит сийский, просветитель ненцев (самоедов). Родился в селе Вонгуда Онежского уезда Архангельской губернии. В декабре 1805 г., после окончания Архангельской духовной семинарии, был определён учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику, синтаксис, арифметику, пиитику, географию, греческий язык, церковную и гражданскую историю. 10 декабря 1811 г. пострижен в монашество Архангельским епископом Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 декабря рукоположен во иеродиакона, 6 января следующего года – во иеромонаха. С 19 декабря 1811 г. по 1814 г. являлся префектом Архангельской духовной семинарии, преподавал риторику, историю, еврейский и греческий языки. 1 января 1813 г. возведён в сан игумена, 7 января назначен настоятелем Корельского Никольского монастыря. С 19 октября 1814 г. определён присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с другими преподавателями духовной семинарии и настоятелями монастырей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского епископа Парфения. 14 октября 1817 г. возведён в сан архимандрита с назначением настоятелем Архангельского монастыря во имя архангела Михаила, где благодаря его усилиям был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 августа 1819 г. – исполняющий должность инспектора Архангельской духовной семинарии, с 22 августа 1822 г. по 17 апреля 1824 г. – инспектор. Активно способствовал строительству здания семинарии и организации при ней бурсы. С 20 апреля (по другим данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониево-Сийского монастыря, где также провёл значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 г. в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской церкви и колокольне и др. Главным делом его жизни стала проповедь христианства среди язычников ненцев (самоедов) в обширном Мезенском уезде на севере Архангельской губернии. Указом императора Александра I от 5 августа 1824 г. была создана миссия с целью «войти в обращение с самоедами и кротостью и другими пастырскими добродетелями снискать их доверенность, вникнуть в образ жизни, мыслей и наклонностей и, раскрывая им ложность и тщету их веры, открывать им свет Евангелия и крестить по довольном наставлении в вере». Вениамин был назначен управляющим миссии; назначению способствовало то обстоятельство, что он являлся вторым директором Архангельского комитета Библейского общества и был известен обер-прокурору Синода А.Н. Голицыну (в состав миссии также вошли священники Ф. Истомин, М. Леонтьевский, причётники Я. Истомин, В. Двойников, С. Апицын). 29 января 1825 г. члены миссии отправились из Архангельска в г. Мезень, который был избран центром миссии. Первые проповеди не дали положительного результата. Местные русские крестьяне и коми-зыряне, имевшие ненцев у себя в услужении, опасались потерять работников и отговаривали их креститься. Безуспешным было и плавание летом 1825 г. на полуостров Канин Нос, где ненцы попытались погубить миссионеров: нарты архимандрита Вениамина завезли в болото, он едва не утонул, а впоследствии страдал от тяжёлой хронической болезни. Несмотря на это происшествие, он считал, что «самоеды очень кротки нравом и весьма смирны» и «суровое обращение» с ними лишь помешает успеху дела. Главе миссии удалось переубедить местных русских крестьян, так что они «вместо враждебного сопротивления делу Божию, мало-помалу сами стали содействовать ему». Жители тундры начали массово принимать крещение. Быстрое распространение среди ненцев христианства объяснялось тем, что Вениамин проповедовал на их родном языке, который изучил в совершенстве во время продолжительной болезни. В 1826–1828 гг. миссия действовала в Большеземельской и Тиманской тундрах к востоку и западу от реки Печоры, с центром (опорным пунктом) в Пустозёрске. В 1825–1826 гг. духовной миссией было обращено в православие и крещено более трёх тысяч человек (некрещёными оставались лишь около 700 ненцев): в Канинской тундре – 454 человека, в Тиманской тундре – 324, в Большеземельской тундре – 977 человек. В 1829 г. миссия вернулась в Мезень для завершения христианизации Канинской тундры. Миссионеров в поездках сопровождала походная церковь (с весны 1826 г.), звон её колоколов особенно полюбился ненцам. Пишут, что 6 октября 1826 г. во время совершения таинства крещения исцелился Таселей Вылкин из Большеземельской тундры, не владевший обеими руками. Миссионеры убеждали ненцев уничтожать языческие идолы, и 10 июля 1827 г. по призыву Вениамина новообращённые разрушили на острове Вайгач главное языческое святилище европейских и сибирских ненцев и воздвигли на его месте крест.

 



 
PR-CY.ru