Словарь по христианству В ВЕЛИКИЕ (Двунадесятые) ПРАЗДНИКИ

ВЕЛИКИЕ (Двунадесятые) ПРАЗДНИКИ

ВЕЛИКИЕ (Двунадесятые) ПРАЗДНИКИ – двенадцать важнейших после Пасхи христианских праздников. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге. Имеют предпразднства, попразднства и отдания праздника (в России до 1925 г. были также и гражданскими). Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября): Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября; Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово – 25 декабря (7 января); Крещение Господне – 6 (19) января; Сретение Господне – 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой (переходящий); Вознесение Господне – 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (переходящий); День Святой Троицы – 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (переходящий); Преображение Господне – 6 (19) августа; Успение Богородицы – 15 (28) августа. Большинство двунадесятых праздников не переходящие, т.е. имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причём Господские стоят выше Богородичных. Двунадесятых Господских праздников всего восемь (остальные четыре – Богородичные). В особенностях богослужения это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, сначала служится обычная воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны, которые поются на литургии в день праздника; великие прокимены (поются на вечерне в праздничный день). Все двунадесятые праздники (как Господские, так и Богородичные) имеют особые дни: предпразднество (дни, подготавливающие праздник); попразднество (продолжение праздника); отдание (заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы). Кроме того, некоторые из Господских праздников предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями). Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднества, за исключением: у Рождества Христова пять предпраздничных дней (в связи с тем, что Рождество – самый большой из двунадесятых праздников); у Богоявления четыре предпразднственных дня (поскольку Богоявление – второй после Рождества Двунадесятый праздник); у Входа Господня в Иерусалим нет предпразднества, в связи с Великим постом и фактом, что день самого праздника приходится на Страстную седмицу (в церковном календаре седмица начинается с Воскресения); у Вознесения Господня нет предпразднества, поскольку сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднество Вознесения «не помещается» на своё место; в День Святой Троицы нет предпразднства. Число дней попразднества бывает неодинаковым – от одного до восьми дней, в зависимости от большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.

 



 
PR-CY.ru