ВЕЛИКИЕ (Двунадесятые) ПРАЗДНИКИ - Страница 2

Последний день попразднества носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднества большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных Минеях, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Постной и Цветной Триодях, где записаны все богослужения пасхального цикла. В период предпразднества на службах, посвящённых рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, всё увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднества содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых всё уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают. На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности – это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба просто-напросто «откидывается»). Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поётся «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется. На литургии поются праздничные антифоны. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поётся, а поётся тропарь праздника. В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна. В отдание праздника на литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня. На двунадесятые Богородичные праздники положено всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб – Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять Господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа. Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами. Если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.



 
PR-CY.ru