ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 11

В современной практике монастырей Святой Горы Афон службы Великой субботы совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом. В ряде монастырей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него, аналогично греческой приходской практике (впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в.). Вся утреня Великой субботы совершается перед плащаницей, как перед святым престолом, произносятся все возгласы и т.д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совершает каждение храма, говоря каждому: « С Воскресением!». В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон (главный храм монастыря) обходят трижды, делая остановки, на которых произносятся особые прошения. После третьего обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии Великой субботы игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, которые остаются в храме до Антипасхи. При совпадении Великой субботы с Благовещением Пресвятой Богородицы в студийских Типиконах (например, Мессинском) имеется особая глава, описывающая порядок служб; в современном русском Типиконе этому посвящена семнадцатая из благовещенских глав. Если Благовещение случается в Великую субботу, последование праздника (Благовещения) и дня (Великой субботы) совершаются вместе, при этом всенощное бдение отсутствует, накануне бывает вечерня, а в день праздника – утреня. В армянском обряде богослужение Великой субботы основано на древней иерусалимской традиции. На утрене читается Евангелие (Мф. 27:62–66). Вечером служится бдение по древнему чину (пасхальной ночью вместо него совершается служба позднейшего происхождения), которое начинается с возжжения трёх светильников при пении Пс. 112; далее – Пс. 117 и двенадцать традиционных иерусалимских паремий с молитвами. После шестого чтения в храме зажигаются все лампады, каждый молящийся получает свечу, и в центре храма поётся текст из канона в честь праздника Ковчега Завета «Светись, о Иерусалим». Сразу после паремий бывает литургия (чтения: прокимен из Пс. 64; 1 Кор. 15:1–11; Мф. 28:1–20). В западно-сирийском обряде в ночь с Великой пятницы на Великую субботу в монастырях совершается бдение, а в приходских храмах клирики читают Псалтирь перед Гробом Господним. В полдень после девятого часа совершаются Евхаристия и обряд покаяния, который является подготовительным к пасхальной литургии. В восточно-сирийском обряде бдение в ночь на Великую субботу имеет ту же структуру, что и в ночь на Великую пятницу. Пасхальное бдение вечером в Великую субботу состоит из вечерни, чина омовения престола, чина крещения оглашенных, покаянного чина и Евхаристии. Чтения вечерни: Быт 22:1–19; Иона 2:1–10; 1 Кор. 1:18–31; Мф. 27:62–66. С этого дня и до следующего Рождества Христова в церкви Востока основным евхаристическим чином становится литургия апостолов Аддаи и Марка. Литургия уже посвящена Воскресению Христа (чтения литургии: 1 Кор. 15:20–28; Мф. 28:1–20). Вслед за литургией продолжается бдение (совершаются ночные службы и утреня). На Пасху бывает своя отдельная литургия. Великая суббота на латинском Западе входит в состав triduum (Триденствие), т.е. трём главным дням церковного года, посвящённых Страстям и Воскресению Господа. Службы triduum имеют ряд общих богослужебных особенностей, призванных подчеркнуть торжественность воспоминаемых событий. Как и в Великий четверг, и в Великую пятницу, начиная с эпохи Средневековья, особенностью утренней службы Великой субботы, совершавшейся накануне вечером, был обряд tenebrae (ныне отменён). Уже при папе Римском Иннокентии I (401–417 гг.) Великая суббота считалась днём сугубого поста, когда Евхаристия не совершалась. Утром традиционно исполняли заключительные предкрещальные обряды: передача Символа веры (т.е. чтение его крещаемыми, возложение на них руки епископа, помазание их елеем и др.). Вечером начиналось пасхальное бдение, открывавшееся обрядом благословения пасхальной свечи и возглашением Exsultet – «похвалы свече».

 



 
PR-CY.ru