ВЕЛИКАЯ СУББОТА

ВЕЛИКАЯ СУББОТА – суббота накануне Пасхи, когда церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его Воскресение. Вера в Смерть и Воскресение Иисуса Христа составляет основу христианского учения (1 Кор. 15:3–4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу Его тело было снято с креста и спешно из-за наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), которая находилась в саду, неподалёку от места Распятия (Ин. 19:31–42). К пещере (по обычаю того времени) привалили большой камень. Данный прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (Иона 2:1–6; Мф. 12:40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооружённую охрану под предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф. 27:62–66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую субботу провели в покое (Лк. 23:56). На другой день женщины, которые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф. 28:1; Мк. 16:2; Лк. 24:1; Ин. 20:1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. Согласно христианскому учению, Иисус, пребывая неизменным по Божеству, по человечеству в Великую субботу покоился телом, подобно покою Бога после сотворения мира (Быт. 2:2), поскольку совершённое Им домостроительство спасения падшего человека (церковь) есть новое творение. И в то же самое время душой Он сходил в ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и «Страстей Господа». Событие сошествия в ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф. 4:9; Рим. 10:7; 1 Пет. 3:18–21); о нём пророчески сказано в псалмах (15:8–11; Деян. 2:27), свидетельствует церковная традиция. Смерть и сошествие в ад стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа. Вкусив смертного тления, т.е. разлучения с душой, тело Христа не подверглось тлению, т.е. физическому разложению, поскольку Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу (совокупность души и тела) полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже после смерти. Согласно христианскому учению, Распятие и Воскресение Христа, а также события Великой субботы имеют решающее значение для человечества (Евр. 2:14–15), поэтому три дня, посвящённые воспоминанию этого (Великие пятница, Великая суббота и Пасха) являются центром всего церковного года. Подобно другим дням Страстной седмицы, Великая суббота как литургический день начинается не вечером накануне (обычное начало литургического дня в восточной традиции), а ночью, вместе с астрономическим днём. Пасха (в широком смысле, как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христа) в христианской литературе упоминается со II в., но праздновалась она в церкви, как утверждают исследователи, с самого начала. Однако дата празднования Пасхи до Первого Вселенского собора (325 г.) в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определённому дню недели. Исследователи полагают, что важнейшим её отличием от других дней церковного года был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов или даже до двух дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая символом христианской радости о Воскресении Христа. Определённую аналогию этому посту они видят в посте у иудеев в продолжение нескольких часов между принесением ежедневной вечерней жертвы и закланием пасхального агнца вечером под ветхозаветную Пасху. После Первого Вселенского собора, когда римская практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением (так, согласно 64-му Апостольскому правилу и «Апостольским постановлениям», Великая суббота – единственная постная суббота в году).

 



 
PR-CY.ru